АНАЛИТИКА
Насколько велика роль ИТ в реализации не только тактических, но и стратегических задач бизнеса (независимо от его масштабов)? Сегодня это модный и довольно широко обсуждаемый вопрос, на который, как ни странно, по-прежнему нет однозначного ответа. Разработчики и продавцы "софта" и "железа" настаивают на том, что эта роль чуть ли не главенствующая, ИТ-директора предприятий склоняются к тому, что она очень важна, а руководители бизнеса и его владельцы демонстрируют гораздо более консервативный подход: ИТ - это инструмент, который следует использовать только в случае, если доказана (и показана на практике, а еще лучше - оценена в цифрах) их целесообразность.
Для предприятий сектора СМБ, у которых, как правило, существуют определенные проблемы с бюджетом на ИТ, характерна и большая осторожность в подходе к их внедрению и использованию. Вместе с тем необходимость оперативно реагировать на изменения ситуации на рынке при быстро возрастающей конкуренции становится условием выживания небольших предприятий, а проблемы резкого роста бизнеса порождают проблемы его управляемости. Все это подталкивает руководителей предприятий сектора СМБ искать решение своих проблем с помощью инноваций, и в первую очередь на основе современных ИТ.
58% респондентов считают, что на первом месте среди факторов, сдерживающих внедрение ИТ в российском секторе СМБ, стоит высокая стоимость новых систем и их внедрения. |
Прояснить ситуацию - выявить текущие тенденции ИТ-рынка и спрогнозировать его развитие - призваны специальные исследования. Поскольку в большинстве случаев позиция именно руководителей высшего звена и владельцев бизнеса является определяющей в вопросе, внедрять ИТ или не внедрять, исследования, основанные на опросах данной категории участников рынка, особенно интересны. Именно такое исследование было проведено Economist Intelligence Unit (EIU) - аналитическим подразделением The Economist Group, издающей авторитетный английский журнал The Economist.
Исследование EIU проводилось в течение 2006 г. и носило как глобальный (мировой), так и локальный характер. Основная его тема - проблемы роста предприятий сектора СМБ, с которыми они столкнутся в течение ближайших трех лет. Как известно, небольшие компании являются существенной составляющей экономики многих стран мира. Так, согласно данным, озвученным на круглом столе с участием представителей спонсировавшей исследование компании SAP, где обсуждались его результаты, предприятия с годовым доходом от 30 до 500 млн. долл., составляя в количественном отношении всего 1% от общего числа предприятий США, формируют около 30% общего дохода (похожая статистика приводится по Великобритании и другим локальным рынкам).
Борис Вольпе: “У руководителей
российских предприятий, увы,
часто отсутствует понимание
такой важной категории,
как “справедливая рыночная
цена” ERP-системы”
Вопросы, которые были заданы руководителям предприятий высшего звена в ходе исследования, связаны в основном с проблематикой развития бизнеса, но в их числе были и те, которые касались роли ИТ в достижении его целей. Результаты обработки именно этих ответов по понятным причинам в наибольшей степени интересуют разработчиков и поставщиков ИТ-решений.
Как рассказал участникам круглого стола Дмитрий Лисогор, руководитель отдела по развитию канала продаж SAP СНГ, российская часть исследования охватила 202 предприятия сектора СМБ. Опрос, который проводился по телефону в режиме интервью, показал, что руководители российских компаний по-разному относятся к роли ИТ в достижении стратегических целей бизнеса. В целом они озабочены сохранением гибкости в условиях расширения своих компаний, но только некоторая часть (40%) из них полагает, что ИТ необходимы для достижения этой цели. В то же время 68% руководителей высшего звена считают ИТ средством получения конкурентных преимуществ.
Что касается ИТ-стратегии, то большинство компаний стремится привести ее в соответствие со стратегией развития своего бизнеса. При этом в России ответственным за принятие решения о внедрении ИТ 50% опрошенных назвали руководителя бизнеса.
Следующие данные, полученные в ходе опроса, позволяют предположить, что многие предприятия сектора СМБ будут использовать ИТ в качестве основного инструмента внедрения инноваций и улучшения отношений с поставщиками и клиентами: 38% респондентов утверждают, что ИТ необходимы для улучшения взаимоотношений с клиентами, 46% - для внедрения инноваций, 42% - для эффективного сотрудничества с поставщиками и партнерами.
Результаты исследования показывают, что все более важную роль в процессе внедрения инноваций будут играть технологии и системы, автоматизирующие обратную связь с клиентами и поставщиками. Оптимизация с помощью ИТ логистических цепочек предприятия поможет ускорить поставки и поднимет значение партнеров в разработке собственной продукции. Некоторые компании также будут использовать ИТ для расширения своих знаний в области поведения клиентов и совершенствования методов их обслуживания. Вместе с тем докладчик отметил, что если на Западе CRM - уже реальность, то в России все еще - новомодное веяние.
Основными катализаторами процесса финансирования ИТ предприятиями среднего бизнеса в течение следующих трех лет, согласно данным исследования, будут требование сохранения конкурентоспособности по отношению к крупным компаниям (этот тезис поддержали 48% респондентов), устаревание существующих ИТ-систем (36%), обеспокоенность по поводу информационной безопасности (34%), необходимость поддерживать конкурентоспособность на мировых рынках (34%) и повышать эффективность деятельности (32%). Выводы, которые делают эксперты: российские предприятия сектора СМБ будут инвестировать в ИТ, во-первых, для увеличения своей способности идти в ногу с более крупными конкурентами; во-вторых, с целью замены устаревшего ПО и оборудования, а также для обеспечения надлежащего уровня ИБ. В том случае, если первоочередной задачей является экспансия на зарубежные рынки, российские компании также будут внедрять ИТ для соответствия международным стандартам.
В рамках исследования изучались основные факторы, сдерживающие инвестирование в ИТ в течение ближайших трех лет. Выяснилось, что на первом месте среди них для предприятий сектора СМБ стоит высокая стоимость новых систем и их внедрения (58% опрошенных). В числе других факторов опрос выявил следующие: технические недостатки ИТ-систем и инфраструктуры (33%), наличие более важных задач бизнеса (31%), нехватка у сотрудников профессиональных навыков, необходимых для использования ИТ (31%).
В ходе обсуждения результатов исследования за круглым столом участники дискуссии со стороны SAP СНГ и их партнеров "жаловались" на то, что, хотя цены на ПО и аппаратные системы продолжают падать, предприятия действительно остаются очень чувствительны к ценам (особенно в тех случаях, когда внутри компании отмечается острая конкуренция за размер выделяемого на разные цели бюджета). В связи с этим Дмитрий Лисогор объявил о важной инициативе SAP - предоставлении услуги по кредитованию покупки и внедрения ее продуктов, которая будет осуществляться через Московский международный банк. Данное нововведение призвано "снизить психологический барьер перед внедрением ИТ из-за их высокой стоимости" (как пояснили представители SAP, на данный момент прецедентов сотрудничества по данной схеме нет, но заинтересованность со стороны ряда предприятий имеется).
По мнению исполнительного директора SAP СНГ Бориса Вольпе, высказанному в ходе дискуссии, в России у представителей предприятий, увы, часто отсутствует понимание такой важной категории, как "справедливая рыночная цена" ERP-системы. Отчасти, по мнению г-на Вольпе, причина таится в особой российской ментальности ("Россия - страна материальных активов, того, что можно увидеть или потрогать"). Вторая причина - широкое распространение пиратской продукции. Напрямую эта проблема не касается поставщиков ERP-систем, но косвенно, на уровне психологического неприятия справедливой (т. е. довольно высокой) цены на интеллектуальную собственность, безусловно, на их бизнесе сказывается.