ОПРОС

Ключевая тенденция развития современного информационного общества заключается в том, что роль ИТ в его жизни все возрастает. Эта почти банальная истина имеет несколько важных последствий для самoй ИТ-индустрии. Одно из них заключается в том, что информационные системы предприятий должны быть глубоко увязаны с задачами бизнеса, а в более широкой постановке вопроса выливается в то, что заказчики хотят применять принцип "кто платит, тот и заказывает музыку" не только в рамках конкретных проектов, но и в общеотраслевом плане.

Другим следствием является общее повышение рейтинга специалистов, работающих в ИТ-подразделениях компаний. И как естественный результат этой тенденции активировался процесс консолидации сообщества ИТ-специалистов "по ту сторону баррикад" (со стороны заказчиков) для решения собственных задач - обмена техническим и организационным опытом, выстраивания коллективной позиции при общении с ИТ-поставщиками и т. п.

Одна из форм такой самоорганизации - это CIO-клубы (см. PC Week/RE, N 45/2006, c. 8). Другая форма - создание организаций для решения четко определенного круга задач. В качестве примера тут можно привести itSMF/ Russia (www.itsmforum.ru, см. PC Week/RE, N 38/2006, с. 30) и ECR-Rus (www.ecr-edi. ru, см. PC Week/RE, N 18/2006, с. 8).

К руководителям некоторых таких групп и организаций мы обратились с просьбой поделиться мнениями о ситуации на российском ИТ-рынке и ожидаемых здесь тенденциях, а также о планах деятельности этих сообществ.

    Алексей Кравченко, директор управляющего офиса московского клуба "4CIO": Прежде всего я бы отметил интеграционные процессы в ИТ-сообществе. Идея создания клубов, подобных нашему, нашла поддержку по всей стране. В настоящее время помимо московского работают еще пять CIO-клубов - в Екатеринбурге, Новосибирске, Перми, Санкт-Петербурге и Челябинске. В сумме все они объединяют ИТ-директоров примерно семисот компаний. Наиболее значимым событием для нас стала сентябрьская встреча представителей региональных клубов CIO, на которой было принято решение о создании всероссийского профессионального объединения - союза директоров ИТ (СоДИТ).

Основные ожидания в 2007-м связаны с логическим завершением объединительных процессов в профессиональной среде ИТ-директоров. Речь идет об учредительном съезде СоДИТ, который должен состояться в декабре.

Важная тенденции российского ИТ-рынка - увеличение роли и значимости CIO для российских предприятий. Сегодня CIO - человек, отвечающий за оптимизацию бизнес-процессов в рамках отдельно взятых коммерческих структур. Его функция - за счет использования информационных технологий обеспечить качество бизнеса, что отражается не только в сокращении времени, которое сотрудник предприятия затрачивает на реализацию того или иного действия, но и на общей рентабельности экономической деятельности. Роль ИТ-директора в любых компаниях в дальнейшем будет только возрастать.

     Елена Максимова, директор Клуба профессионалов АСУ Урала (по профессии - психолог-психоаналитик): Самым значимым событием или скорее тенденцией ИТ-рынка, начинающей сейчас проявляться, я считаю понимание того, что основным ресурсом, на который делается ставка в развитии ИТ, являются люди. Важность навыков и компетенций ИТ-специалиста растет. ИТ-индустрия приобретает черты самостоятельной отрасли. Парадоксально, что с развитием информационного общества становятся все более востребованными личностные качества человека. Во главу угла ставится успешная динамично развивающаяся личность с ее индивидуальными особенностями, а не технология. Именно поэтому начинает бурно развиваться клубное движение и к нему появляется интерес у СМИ. Когда мы создавали свой клуб девять лет назад, этого не было.

В новом году эти тенденции сохранятся. Я думаю, что на рынке начнет появляться новая формация современных технологичных управленцев. Ими станут сегодняшние студенты-дипломники. Будут укрепляться связи между производством и вузами, что даст качественный скачок в развитии ИТ-отрасли, которая, так же как и образование, станет приоритетной государственной программой.

     Алексей Лебедев, председатель itSMF/ Russia, и. о. начальника отдела учета и планирования департамента информационно-технологических систем Внешэкономбанка: Я бы выделил следующие проявившиеся в 2006 г. тенденции в управлении информационными технологиями. Прежде всего - массовое (лавинообразное) использование российскими предприятиями рекомендаций лучших мировых практик в области ИТ-управления, приведенных в книгах ITIL, новом стандарте ISO 20000, новой версии COBIT 4. Использование методологии ITSM действительно позволяет повысить эффективность функционирования информационно-технологических служб, что подтверждает целый ряд выступлений членов ITSM-Форума в рамках проведенных в течение года круглых столов.

Кроме того, 2006 г. ознаменовался весьма частым упоминанием термина "аутсорсинг". Я бы сказал, предпринята атака по внедрению аутсорсинга в практику деятельности российских предприятий всех отраслей. Но полученный опыт продемонстрировал не только положительные результаты использования аутсорсинга, но и риски, с ним связанные. Причем риски значительные. Поэтому первые восторженные отзывы должны пройти, а более взвешенного суждения следует ожидать уже в следующем году.

В наступающем году будет продолжаться активное распространение методологии ITSM. И эта тенденция будет вынуждать ИТ-организации трансформироваться из традиционных поставщиков ИТ-инфраструктуры в поставщиков ИТ-услуг и далее в полноправных партнеров по бизнесу, участвующих во всех аспектах деятельности предприятия. Gartner очень точно называет такие ИТ-организации "pervasive" - "пронизывающими". Ожидается (по оценкам Gartner), что их число в ближайшие пять лет увеличится в четыре раза. При этом количество организаций, ограничивающих свою деятельность только предоставлением автоматизированных рабочих мест, более чем вдвое сократится. Подчеркну еще раз: основа преобразований - рекомендации лучших мировых практик.

Версия для печати