КОНФЕРЕНЦИИ
Страховое дело объединяет сегодня около 1000 российских компаний. Многие из них ищут пути комплексной автоматизации и построения системы, которая позволит решать такие задачи, как обслуживание массовых видов страхования, взаимодействие с филиалами, работа с клиентской базой, проведение гибкой рыночной политики, оперативное реагирование и управление бизнесом.
Спецификой отрасли последних лет является развитие обязательных видов страхования. Так, сектор обязательного медицинского страхования - второй на рынке (после страхования имущества) по величине абсолютных показателей - вырос в первом полугодии 2006 г. на 47% относительно того же периода прошлого года. Грядет принятие закона об обязательном страховании опасных объектов.
Массовая продажа услуг влечет за собой лавинообразный рост объема информации, которую надо обрабатывать и анализировать, готовить на основе результатов анализа управленческие и инвестиционные решения и пр. В этом случае уже не обойтись разрозненной автоматизацией отдельных участков бизнеса, и развивающиеся компании все больше интереса проявляют к созданию комплексных корпоративных информационных систем. В большинстве же своем нынешнее состояние автоматизации страховых компаний признано как неудовлетворительное. Это заключение прозвучало на конференции "Информационные технологии страхового рынка", организованной Всероссийским союзом страховщиков, Российским союзом автостраховщиков и журналом "Атлас страхования". Причины такого положения носят как объективный, так и субъективный характер.
Объективные, общие для всех случаев внедрения информационных систем (ИС), заключаются в специфике страховой деятельности, индивидуальном характере бизнес-процессов страхования, невозможности полной их стандартизации. Например, в таком типовом виде, как страхование имущества, рабочие процессы в разных компаниях существенно различаются в зависимости от того, на какой сегмент рынка (имущество крупного холдинга, малого бизнеса и пр.) они ориентированы. Универсальный продукт в этом случае предложить очень сложно. Другими факторами, создающими немалые трудности, являются частые изменения законодательства, а также условий страхуемых видов деятельности и условий договоров страхования. Таким образом, главным свойством решения по автоматизации ключевых бизнес-процессов страховой компании становится способность быстро адаптироваться к изменениям внешних условий, предоставлять страховщику возможность выпуска новых продуктов и услуг, оперативно информировать о текущем положении дел. Применение коробочных продуктов здесь малоэффективно, за исключением сферы стандартизированных видов страхования, например ОСАГО. Однако, по мнению ИТ-компаний, это не исключает использования преимуществ готовых решений для других участков бизнеса - финансового учета, управления ресурсами и клиентами, анализа деятельности, документооборота. Как объект автоматизации, каждый участок бизнеса предъявляет свои требования к блоку типового программного решения в информационном пространстве. Соответственно такие решения надо искать в сфере ERP- и CRM-систем, систем документооборота и аналитических приложений. При этом следует понимать, где можно применить типовые решения и какие опасности таятся в их использовании. Так, финансовый учет необходимо разделять на учет страховых платежей и бухгалтерский - одинаковый для всех организаций, где может подойти готовый продукт (скажем, компании "1C"). При этом программы, отвечающие за автоматизацию этих видов учета, должны между собой взаимодействовать в требуемом режиме (онлайн, обмен данными или комбинированный).
В блоке анализа также можно выделить два основных компонента, предполагающих разную организацию данных. Первый выполняется периодически и касается оценки деятельности предприятия. Другой связан с оперативной работой и задействован по мере возникновения потребности (например, для принятия решения об изменении тарифов). Документооборот содержит как специфическую для страхового бизнеса составляющую, так и общее делопроизводство. Правильно, если первая, гибкая и ориентированная на пользователя, является составной частью основной страховой системы. Общее делопроизводство, как правило, не зависит от специфики бизнеса, и здесь могут быть применены недорогие типовые решения. Обе эти системы также должны быть между собой взаимосвязаны.
К субъективным факторам неудовлетворительного состояния автоматизации страховщиков относятся часто встречаемые в проектах проблемы: разность интересов участников проектов, трудность для пользователей в понимании принципов построения автоматизированных систем и особенности национального менталитета, в частности работы в жестких рамках в соответствии с принятым технологическим регламентом.
Новые и знакомые программные продукты
Анализ особенностей и проблем автоматизации страхового дела привел специалистов компании ИНЭК к построению ИС с возможностью индивидуальной оперативной настройки бизнес-процессов на базе стандартизированной платформы и стандартных модулей и компонентов. Система "ИНЭК Сателлит" создана на базе СУБД Oracle (версии не ниже 9i) в трехзвенной архитектуре с использованием специально разработанного сервера приложений и возможностью как удаленной работы через Интернет, так и конфигурирования рабочих мест внутри локальных сетей. Стандартизированная платформа для разработки представляет собой динамически управляемый генератор объектов базы данных (БД) в сочетании с динамической генерацией пользовательских интерфейсов, а также систему обмена данными между ними. В процессе проектирования осуществляется настройка метаданных платформы, создаются объекты БД и пользовательский интерфейс с функциями поиска, отображения и редактирования данных. Такой подход значительно сокращает время настройки системы, особенно при реализации множества подобных по логике обработки, но различных по структуре данных операций. Итерационный метод конфигурирования и внедрения позволяет получать и оценивать результаты работы прототипа системы на всех этапах проекта, что снижает его риски и стоимость, а также дает возможность оперативно модернизировать систему в ходе ее эксплуатации.
Программный комплекс "ИНЭК Сателлит" состоит из отдельных модулей и позволяет вести статистический учет и получать аналитическую отчетность по всем стадиям страховой деятельности на основании информации о заключенных договорах страхования и перестрахования и расчетов по ним, о дополнительных соглашениях к договорам страхования и перестрахования, вспомогательных договорах, данных о всех этапах урегулирования убытков по произошедшим страховым случаям, регрессных рисках и этапах их урегулирования. Выпуск нового ПО намечен на I квартал 2007 г.
Типовое бэк-офисное решение IBS Insurance для финансового учета в страховых компаниях на базе ERP-системы MS Dynamics NAV выпустила в прошлом года компания IBS (см. PC Week/RE, N13/2005, с. 45). В работе прошедшей в рамках конференции выставки демонстрировались страховые решения от компаний "Диасофт" (Master Insurance), Tops FinSystems (UNICUS), "Бизнес-Сервис" (INSTRAS) и "Ортикон" и "1С" ("1С:Предприятие 8.0. Управление страховой компанией"), также уже известные нашим читателям (см. PC Week/RE, N 37/ 2006, с. 36).
Перечень подсистем АС реестр - Система лицензирования деятельности субъектов страхового дела; - Система ведения единого государственного реестра субъектов страхового дела и реестра объединений субъектов страхового дела; - Система надзора за деятельностью субъектов страхового дела; - Система ведения справочников и классификаторов; - Система взаимодействия с системой делопроизводства. - Система отчетности субъектов страхового дела; - Система контроля за финансовой деятельностью субъектов страхового дела; - Система ведения справочно-аналитической работы; - Система взаимодействия с электронным архивом; - Система администрирования; - Информационно-справочная система; - Корпоративный информационный портал системы. |
Из предложений от иностранных вендоров можно отметить комплексную систему INSYS на платформе Oracle производства болгарской фирмы "Фадата", продвигаемую компанией "ФОРС - Центр разработки". Компания Oracle заявила о решении для страховой компании на базе CRM-системы Siebel. Однако вопрос локализации его остается открытым.
ИТ в управлении отраслью
Еще более остро, чем в страховых компаниях, стоит вопрос автоматизации и создания интегрированных ИС для отраслевых организаций федерального масштаба и регулирующих органов, куда стекается огромный объем информации. Работы в этом направлении ведутся в том числе Российским союзом автостраховщиков (РСА), фондом социального страхования, федеральной службой страхового надзора (ФССН).
РСА внедряет автоматизированную информационную систему (АИС РСА) по страхованию обязательной гражданской ответственности владельцев транспортных средств - ОСАГО. Система строится по модульному принципу. В настоящее время созданы, проходят тестирование, опытную или промышленную эксплуатацию функциональные подсистемы учета бланков строгой отчетности (БСО) - полисов ОСАГО, учета страховой ответственности "коэффициент "бонус-малус" (КБМ), подсистемы договоров страхования и информационного обеспечения компенсационных выплат (СИО КВ; рис. 1). Подсистема БСО кроме оперативного отслеживания статуса страхового полиса с момента передачи его в страховую компанию до конца срока действия полиса осуществляет передачу данных в федеральную информационную систему ГИБДД для обеспечения борьбы с мошенничеством (подделка полисов, использование украденных бланков). Проверить легитимность полиса станет возможным не только на стационарных, но и на мобильных постах ГАИ посредством сотовой связи с АИС РСА. Сегодня в БСО зарегистрировано 125 млн. бланков с учетом их распределения по страховым компаниям и осуществляется подключение страховщиков для регулярной передачи данных. Модуль КБМ дает доступ к информации о страховой истории автомобилей и физических лиц в режиме реального времени по принципу "запрос - ответ". Сейчас при переходе клиента от одного страховщика к другому такая история теряется, в то время как ее анализ влияет на стоимость страховки и позволяет компании адекватно рассчитывать страховые премии. Подсистема СИО КВ осуществляет учет обращений граждан и в ряде особых случаев формирование выплатных документов (при отсутствии полиса ОСАГО у потерпевшего ДТП, банкротстве страховщика и пр.).
Рис. 1. Развитие подсистем АИС РСА
Фонд социального страхования имеет трехуровневую структуру, куда наряду с центральным аппаратом входит 690 исполнительных органов фонда (включая региональные отделения, филиалы и районные представительства) со штатом 25 тыс. сотрудников. Фонд обслуживает 60 млн. трудящихся, 16 млн. льготников, 3,3 млн. страхователей и другие категории населения страны. Создавая единую интегрированную информационную систему (ЕИИС) "Соцстрах", фонд ставит задачи построения системы электронного обмена документами и единого для всех исполнительных органов информационного пространства, автоматизации обработки данных на основных технологических участках в русле общей программно-технической политики и с использованием типовых решений. ЕИИС "Соцстрах" должна обеспечить прозрачность бюджета исполнительных органов, персонификацию и адресность медико-социальной помощи, а руководство фонда - средствами контроля и анализа информации с возможностью получения различных сводок и отчетов, выявления тенденций и зависимостей для множества характеристик деятельности фонда. Общий объем данных фонда превышает 150 Тб. Это определило трехуровневую архитектуру этой ИС, в основе которой лежит территориально распределенная БД, связанная сетью (рис. 2). Ядром системы является отечественная СУБД HyTech, которая управляет базами по всей стране. Заложенные технологии позволяют получить доступ к БД фонда через беспроводные и мобильные средства.
Рис. 2. Структурная схема единой корпоративной сети передачи
данных Фонда социального страхования РФ
Федеральная служба страхового надзора получает информацию о субъектах страхового дела (документы лицензирования, отчетность страховых компаний, обращения и ответы на запросы службы), данные региональных инспекций, предложения и жалобы страхователей, а также обращения от вышестоящих и других организаций. Вся эта информация поступает в бумажном или электронном виде, обрабатывается, анализируется с целью принятия решений, ответов на запросы и обращения. Локальная сеть ФССН обслуживает информационную инфраструктуру службы, состоящую из автономных систем, отвечающих за делопроизводство, лицензирование страховых компаний, надзор за их деятельностью и контроль предоставляемой страховщиками отчетности. Сегодня стоит задача объединить их в едином решении, и первым шагом в этом направлении является разработка автоматизированной системы "Реестр", в которой будут храниться все сведения об игроках рынка. Связь с системой делопроизводства службы, где регистрируются получаемые документы, обеспечит оперативное поступление информации. Цель проекта - охватить работу всех подразделений ФССН, включая многочисленные органы инспекции, оперативно получать и предоставлять достоверную информацию страховщикам и страхователям, а также инспекциям, чтобы, скажем, предписания, выданные субъектам страхового дела инспекцией во Владивостоке, одновременно поступали в службу для определения санкций и принятия решений (например, об ограничении или отзыве лицензий). Подсистемы, которые будут входить в состав "Реестра", соответствуют основным разделам деятельности ФССН. В следующем году в полном объеме вступит в действие информационный корпоративный портал службы.