БАНКОВСКОЕ ПО
В Москве прошел XI форум разработчиков интегрированных банковских систем, организованный Ассоциацией российских банков (АРБ) при спонсорской поддержке большинства его участников (24 компании). Он традиционно состоял из выставки и конференции, прошедшей в два потока. В этот раз форум продлился не три, а почти четыре дня, разработчикам была дана возможность высказаться по всем волнующим их вопросам, однако слушателей от этого больше не стало. Несмотря на то что на сайте АРБ зарегистрировано около 900 заявок к участию в мероприятии, посетителей оказалось намного меньше. Даже в первые два дня обычно наиболее активной работы с участием ведущих специалистов большинства фирм посетителей было не так уж много. Этот факт свидетельствует о том, что форум не вызывает достаточного интереса у целевой аудитории - ИТ-служб банков, т. е. не отвечает своему основному назначению. Устроители, вероятно, мало обеспокоены таким положением дел, а потому ограничились сбором участников и спонсоров, а также программно-организационными моментами. При этом заинтересовать, привлечь банковских специалистов посетить мероприятие, похоже, не входило в их основные задачи. Банки почти не были представлены и среди участников, хотя их практический опыт реализации инновационных проектов всегда особенно интересен слушателям. То есть форум стал местом общения людей, связанных интересами работы в одной сфере, бывшими коллегами; это место, где можно послушать выступления ближайших конкурентов по бизнесу, посмотреть их новинки, рассказать о своей концепции продуктов и услуг, стратегии, взаимоотношениях с клиентами. В ходе такого общения идет поиск партнеров, возникают альянсы, направленные на интеграцию продуктов, на сотрудничество по продвижению их на рынке.
Выступивший на пленарном заседании вице-президент АРБ Анатолий Милюков выразил мнение ассоциации, что российская банковская система, окончательно миновав послекризисный период и восстановив свои объемные показатели, вступила в новый этап развития. Сегодня речь идет о стратегических путях развития банковской системы, что отражено в выпущенном АРБ документе "Стратегия повышения конкурентоспособности банковской системы". В нем озвучена проблема ресурсной обеспеченности, в чем российские банки отстают от финансовых учреждений развитых стран. При этом подчеркивается, что надзор за деятельностью банков со стороны регулирующих органов - излишний и жесткий сверх необходимого. В документе ставится вопрос, какой должна стать банковская система России - наподобие восточноевропейских, с преобладанием западного капитала, или независимой, национальной? Доля западных денег в российских банках, как сообщил г-н Милюков, сегодня невелика - 9%, но может резко возрасти, а идущие к нам западные кредиты направлены главным образом в ресурсодобывающие отрасли. Ключевая задача на современном этапе, сказано в документе, - повысить мощь российской банковской системы и подойти к формированию качественно нового типа банка, работающего в соответствии с международными стандартами. Это означает и усиление борьбы с отмыванием денег, и переход к новым правилам определения достаточности капитала, и контроль за рисками (требования Базельского комитета Basel II), и совершенствование ИТ.
Основные темы конференции - интеграционные, управленческие и розничные технологии, архитектурные решения и практическая реализация проектов, инвестиционный банкинг.
Анализ рынка систем автоматизации банковской деятельности
Рассказ о форуме начнем с краткого обзора представленных на нем исследований рынка банковской автоматизации.
Компания Intersoft Lab, основываясь на данных опроса Top-50 отечественных банков, проведенного фирмой ОТР, сделала вывод, что предпочтение в выборе АБС в этой узкой элитной банковской среде все больше отдается продуктам западных производителей, в то время как управленческое ПО (BPM-системы) приобретается в основном отечественное. Хотя 80% банков из списка Тор-50 сегодня работают на АБС российских поставщиков, 40% из них планируют заменить систему. Две трети из этих 40% уже объявили о выборе того или иного западного продукта. Продвижение иностранных АБС особенно заметно проявилось за последний год и, по мнению Intersoft Lab, их доля будет расти. Около 30 крупных банков России и стран СНГ приступили также к реализации проектов по развертыванию хранилищ данных (ХД) и BPM-систем. Из них 26 банков внедряют программы отечественной разработки. За последние полтора года на западную АБС в сочетании с российской BPM-системой перешли такие финансовые учреждения, как казахстанский банк "АК-Барс" (АБС Equation производства компании Mysis) и московский "КМБ-Банк" (АБС Globus фирмы Temenons). По этому пути - сообщает Intersoft Lab - идут еще три казахстанских банка (Алма-атинский торгово-финансовый банк, банк "Центрокредит" и Альянс-банк). До конца года к ним присоединятся три российских и два казахстанских банка. Отвечая на вопрос, почему была выбрана западная АБС, 80% опрошенных заявили о заинтересованности в системе с централизованной архитектурой для поддержки распределенного быстрорастущего масштабного бизнеса. Среди других факторов указаны повышение капитализации банка, а также получение новой функциональности и западных технологий. Мотивами выбора отечественных BPM-систем названы аккумулированный в них опыт управления российскими банками, глубина проработки решений, наличие примеров успешного их использования, а также поддержка российского законодательства. Интеграция западной АБС и отечественной BPM-системы, по мнению пользователей, обеспечивает повышение прозрачности и управляемости бизнеса в условиях его консолидации и роста, а также поддержку технологий управления рисками.
В 45% из 500 российских банков, опрошенных аналитическим отделом журнала CNews, ИТ-стратегию разрабатывает профильный департамент на основании требований бизнес-подразделений. Здесь лидеры рынка банковского ПО - уже российские компании "Диасофт" и R-Style Softlab (совокупная доля - 45%), на третьем месте - компания ЦФТ. Более 15% банков не удовлетворены имеющимися средствами автоматизации и планируют их замену. Из них 38% уже определились с выбором той или иной отечественной АБС. Анализ используемых в банках СУБД показал, что наиболее распространенные - Btrieve/Pervasive (33%), MS SQL Server (24%), Oracle (21%) и Progress (8%).
"Иномарки" финансового ПО
Итак, вопрос смены АБС, судя по итогам проведенных исследований, можно считать актуальным. Причины тому - неспособность традиционных АБС отвечать современным требованиям рынка: поддерживать новые бизнес-процессы, быстро выводить на рынок новые продукты, обслуживать большие потоки клиентов по различным каналам связи, наращивать производительность, расширять функциональность и пр. Это открывает перспективы для систем западных разработчиков, изначально ориентированных на интересы бизнеса, в том числе на решение задач стратегического уровня. И форум продемонстрировал это: число представленных на нем продуктов иностранного производства заметно выросло. Один из них предложила компания "Инфосистемы Джет", ставшая эксклюзивным дистрибьютором АБС FORPOST литовского разработчика Forbis. В компании считают, что следует перестраивать устаревшие банковские технологии (ориентированные до последнего времени в основном на корпоративное обслуживание), создавать ИТ-платформу, содержащую аналитические и CRM-компоненты и позволяющую управлять многопрофильным бизнесом. Традиционные АБС не в состоянии обеспечить конкурентоспособность в решении задач укрупнения объема бизнеса, сохранения и увеличения клиентской базы. Обслуживая самые разные клиентские операции, они не поддерживают интегрального видения клиентской базы. Отсутствует в них и автоматизация таких рыночных бизнес-процессов, как продажи и маркетинг. По словам представителей "Инфосистем Джет", АБС FORPOST построена на технологиях workflow и CRM, адаптирована к российским условиям и предназначена для банков со сложной многофилиальной структурой. Конечно, смена АБС еще не гарантирует успеха в работе с клиентами; наличие CRM-системы не принесет пользы без переориентации корпоративной культуры на персонифицированное обслуживание.
Корпорация SAP представила решение для банков SAP for Banking, построенное в компонентной архитектуре на интеграционной платформе SAP NetWeaver. В его состав входят, в частности, CRM-система, хранилище данных (BW) и аналитический инструментарий управления банковской деятельностью (лимитами и рисками, активами и пассивами, рентабельностью операций), блок отчетности (в том числе по российским стандартам) и управления персоналом. Разрабатываемое на опережение потребностей рынка решение SAP фокусируется на новых бизнес-процессах. Так, в нем полностью реализованы требования Basel II, которые только предстоит принять к сведению российским учреждениям, учтен мировой опыт розничного обслуживания, начинающего развиваться в России. Отдельные компоненты SAP for Banking служат повышению эффективности работы каждого производственного направления (например, управления сквозными циклами обслуживания клиентов) и банка в целом, сокращая число бизнес-процессов, повышая их качество.
Корпорация Oracle напомнила об уже знакомых российскому рынку продуктах, таких, как CRM-приложение и система поддержки принятия решений Oracle Financial Services Applications (OFSA). OFSA также полностью адаптирована под требования Basel II, а ее новый модуль "Управление регулятивным капиталом" позволяет рассчитывать необходимые критерии достаточности капитала по любым нормативам. Реализованы, кроме того, и такие модули, как "Отчетность для ЦБ РФ", "Отчетность по МСФО" и "Налоговая отчетность". Продукт Oracle Data Hub может служить для автоматизации работы кредитного бюро, розничного банковского обслуживания, поддержки маркетинговых и бонусных программ. К примеру, Oracle Financial Consolidation Hub реализует модель построения консолидированной банковской отчетности финансового учреждения или холдинга.
Западные АБС представили также "Банковский производственный центр" и фирма CSBI (Санкт-Петербург). Первая рассказала о АБС BANKS австралийской компании FNS, вторая - об уже известной на российском рынке системе FlexCube фирмы i-flex (недавно i-flex была поглощена корпорацией Oracle).
Впервые участвующая в форуме молодая компания "Неофлекс" выпустила ряд решений на основе продуктов SAP, в том числе систему взаимоотношений с клиентами "Неофлекс CRM" на платформе mySAP и систему автоматизации бюро кредитных историй "Неофлекс БКИ" на платформе mySAP ERP.
Технологии интеграции и архитектурные решения
И все же основными поставщиками финансового ПО в стране остаются российские компании. Идя навстречу потребностям бизнеса, разработчики наращивают функциональность систем, встраивая новые возможности в предлагаемые АБС. Однако этот путь имеет свои ограничения, и задача интеграции с другими ИС не теряет актуальности. Вопрос о том, какая же автоматизация нужна банкам - лоскутная, т. е. осуществляемая на базе продуктов от разных производителей, или с помощью интегрированного решения от одного поставщика, - снова и снова выносится на обсуждение. Проблемы автоматизации динамично развивающегося розничного бизнеса только подлили масла в этот костер, вынеся их разрешение на архитектурный уровень. Как отмечают специалисты компании "Технос-К", в процессе эволюции банковских продуктов наступил этап отделения розничного кредитования как направления с весьма специфическими бизнес-процессами (большое число типовых операций, территориальная распределенность точек предоставления услуг и пр.), что влияет на архитектурные черты АБС. Неоспоримо и то, отметил директор "ПрограмБанка" Евгений Хохлов, что в сфере ИТ не существует вечных ценностей и любое решение со временем будет заменено другим. Задача объединения разных ИС (как от сторонних поставщиков, так и от одного производителя) приводит к новому принципу интеграции - на базе специального интегрирующего слоя ПО. Эта идея все больше осознается и реализуется российскими разработчиками. Так, в компании БИС разрабатываются интерфейсы АБС "БИСквит" к промышленным платформам интеграции IBM WebSphere, BEA Weblogic и др., создан ряд программных интерфейсов доступа из АБС к внешним приложениям. Для обмена сообщениями между ними используется интеграционная платформа Sonic. Семейство Sonic SOA Suite корпорации Sonic Software обеспечивает интеграцию распределенных приложений на основе обмена XML-сообщениями. Оно было представлено на форуме официальным дистрибьютором фирмы Progress Software на территории стран СНГ и Латвии - компанией Progress Technologies.
Эволюция средств интеграции системы электронного банкинга iBank компании БИФИТ шла от простых конверторов (выполняющих функции выгрузки документов и синхронизации выписок по счетам клиентов) к шлюзам, которые используются и по сей день. Следующим шагом в развитии стали адаптеры, разработанные как ко всем российским АБС и различным карточным процессинговым системам, так и для взаимодействия сервера приложений iBank 2 со средой интеграции.
Услуги по построению единого интеграционного решения на основе существующих в банке ИС предлагает компания Escape. Вместо взаимодействия по принципу "каждая система с каждой" вводится центральный узел, реализованный на универсальной интеграционной платформе Ensemble корпорации Intersystems.
Теория и практика реализации проектов
Когда банк решает провести крупномасштабную акцию по модернизации своей ИС, встает вопрос - делать это традиционно, в связке с разработчиком, или воспользоваться услугами фирмы-консультанта. Вопрос не праздный, учитывая заинтересованность производителя ПО в продаже своего изделия, а также цену ошибочного для банка шага. Свою помощь здесь предлагают российские консалтинговые компании, как специализирующиеся только на поставках ПО, так и решающие широкий спектр задач. Директор по работе с клиентами и партнерами фирмы ОТР Константин Маркелов, суммируя пятилетний опыт компании по проведению ИТ-аудита ИС, разработке ИТ-стратегии, организации тендеров по выбору и внедрению АБС, рассказал о роли и задачах ИТ-консалтинга и преимуществах его использования, содержании и последовательности шагов в решении тех или иных задач автоматизации, распределении ролей между заказчиком и консультантом при выполнении проектов. Консультационно-внедренческие услуги на форуме представляли также компании "Кворум Консалтинг" и "Зирван" - партнеры фирмы Intersoft Lab, занимающиеся внедрением систем управленческого учета и бюджетирования для многопрофильных финансово-промышленных групп, фирма "Квадриум" и ряд других.
В секции конференции, затрагивающей реализацию проектов, было представлено несколько по-своему уникальных примеров. Масштабные работы по внедрению ХД в финансовой группе, в состав которой входит около 60 российских и зарубежных участников, включая банки и их филиалы, инвестиционные, лизинговые и торговые компании, проводит компания R-Style Softlab. Построение ХД в холдинге или группе - задача качественно иная, нежели аналогичная, но в масштабе одного банка. Так, в данном проекте источниками информации служат 12 разнопрофильных ИС - АБС, фронт-офисные системы, системы бухгалтерского учета и др., автоматизирующие бизнес-операции партнеров. ХД финансовой группы построено на базе информационно-аналитической системы RS-DataHouse v. 2 и предназначено для выпуска отчетности по МСФО с возможностью ее детализации в разрезе центров финансового учета и получения внутренней управленческой информации. Процесс внедрения - путь от установки прототипа до ввода в эксплуатацию адаптированного для задач группы ХД - представляет собой ряд итераций, каждая из которых реализует частную практическую задачу. Итерационный подход в случае долгосрочного проекта, считает разработчик, позволяет учитывать текущие изменения требований заказчика и получать результаты уже на промежуточных этапах выполнения проекта. Среди наиболее сложных задач такого крупного проекта разработчик отмечает извлечение данных (из-за большого числа и неоднородности источников первичных данных, различия в учетной политике участников группы), выявление "грязных" данных (синтаксически или семантически противоречащих информационной модели ХД), а также задачи, связанные с расхождением между основным учетом и бизнес-операциями и с отсутствием информации по некоторым бизнес-операциям вообще.
С точки зрения постановки процесса проектирования интересен и опыт внедрения АБС 5NT компании "Диасофт" в московском представительстве Svenska Handelsbanken, ориентированном на обслуживание крупных корпоративных клиентов. Этот проект, как и все другие, в том числе внутренние, выполняется в соответствии с принятой в банке методикой структурирования процесса проектирования Development Model. Она предусматривает применение детализированной системы показателей и оценок промежуточных этапов проекта, а также четкое распределение ролей и ответственности всех его участников на каждом из них. На начальном этапе проектирования создается стратегия тестирования решения. Бюджет проекта не фиксируется изначально, а определяется при его детализации. Такая методология, считают в банке, позволяет получить законченное функциональное решение, удовлетворяющее поставленной бизнес-цели, и в конечном счете построить ИТ-систему банка, отвечающую его бизнес-стратегии.
Новые продукты
Прошедший с прошлого форума год оказался на редкость урожайным в продуктовом отношении. Компания ЦФТ свой программный банковский комплекс условно делит на три уровня: центральная система управления, фронт-офисная и система учета. Центральная система управления, предназначенная для обеспечения руководства банка необходимой информацией для принятия решений, пополнилась новыми разработками и включает теперь продукты "ЦФТ - Бюджетное планирование", "ЦФТ - управленческий учет", "ЦФТ - клиенты" и "ЦФТ - Хранилище данных". В поддержку развивающегося ипотечного кредитования населения ЦФТ выпустила решение "ЦФТ - Ипотека", автоматизирующее полный цикл бизнес-процессов ипотечного кредитования в территориально распределенном банке.
Новейшими разработками компании "ФОРС-Банковские Системы" являются продукты МАП DataFors и Total Ledger. МАП DataFors - это многофункциональная аналитическая платформа, с помощью которой можно самостоятельно реализовать необходимые аналитические методики. Самые востребованные готовые аналитические решения, разработанные компанией, - составление регламентированных отчетов (ЦБ РФ или другого национального банка), отчетов по МСФО, налоговых и наиболее распространенных управленческих отчетов и показателей, характеризующих финансовое положение банка, - включены в стандартную поставку во всех редакциях продукта. Отдельно предлагаются готовые решения, поддерживающие ряд процессов управления (контрактами, рисками, персоналом и пр.). МАП DataFors состоит из отдельных функциональных модулей и поставляется в трех редакциях (Limited, Standard и Enterprise), предназначенных соответственно для небольших, средних и крупных банков, и реализуется как в двух-, так и в трехзвенной архитектуре в зависимости от редакции. Первый проект по внедрению компонента МАП DataFors идет в Мобиасбанке (Молдавия).
Модуль Total Ledger позволяет адаптировать западную АБС к требованиям нашего законодательства, обеспечивая ведение российского учета и выпуск отчетности для Центробанка РФ. Он может не только быть полезен иностранным банкам, работающим в России, но и упрощает процесс интеграции (в случае приобретения) российского банка в корпоративную систему банка иностранного. Total Ledger - автономный модуль, подключаемый к любой западной системе. Все, что для этого требуется, - организовать процедуры загрузки операционных данных из АБС в Total Ledger. Полностью решается и проблема поддержки изменений в российском законодательстве: они вносятся в Total Ledger, не затрагивая базовую АБС.
Компания "Диасофт" презентовала фронт-офисный компонент для целей потребительского кредитования, выполненный в архитектуре J2EE и направленный на поддержку и быстрое развертывание бизнеса. Другая новинка - решение "Кредитное бюро" для автоматизации деятельности открываемых бюро кредитных историй (БКИ) и взаимодействия их с банками. В минимальной его конфигурации поставляется: АРМ сотрудника БКИ, набор каналов доступа для мобильных клиентов БКИ, средства файлового обмена с кредитными бэк-офисами банков - клиентов БКИ и учета поступивших запросов, обеспечивается интеграция продукта с центральным каталогом кредитных историй Банка России.
Последние решения компании "Инверсия" - модули InvoLoan (потребительское кредитование), "Аккредитивы" и "Факторинг". Компания CSBI представила систему обслуживания кредитных заявлений SOWK.CL.
В заключение хочется заметить, что увеличение масштаба форума не повышает его эффективности. Так, отдельные выступления в точности повторяли сделанные на других прошедших в этом году мероприятиях по банковской автоматизации. Конечно, повторение - мать учения, но и время - деньги!