По оценкам корпорации Homeland Security Research (www.hsrc.biz), мировой рынок систем внутренней безопасности вырастет со 130 млрд. долл., потраченных за период 2001-2005 гг., до 400 млрд. долл. в 2006-2010 гг. По другим оценкам, он увеличится с 26 млрд. долл. в 2003-м до 178 млрд. к 2015-му. Основной акцент придется на средства сбора информации и противодействия оружию массового поражения. Существенный вклад в оборот внесут частные компании - как поставщики, так и пользователи решений безопасности. Значительное влияние на структуру этого рынка окажут и последствия урагана Катрина - новая федеральная стратегия США нацелена на систематическое формирование единой общегражданской инфраструктуры безопасности с активным привлечением к производимым работам частного сектора.
***
Продолжается обновление 16 мобильных радарных комплексов AN/TPS-59(V)3 ВМС США, следящих за угрозами тактических баллистических ракет по всему миру. Компания Lockheed Martin получила 14,9 млн. долл. на обновление аппаратуры станций, способных засекать множественные цели и отслеживать небольшие воздушные объекты (в частности, крылатые ракеты) с расстояния 550 км, а баллистические ракеты - с 740 км.
***
Пентагон ищет исполнителей проекта Encore II с бюджетом 10 млрд. долл. на перенос унаследованных ИТ-систем в новое сетевое окружение.
***
МО США объявило тендер на создание спутниковой сети связи World-Wide Satellite Systems (WWSS) с бюджетом 5 млрд. долл. Работы должны начаться в конце 2006 г. С WWSS смогут работать терминалы разнообразных типов - стационарные, монтируемые на грузовиках, носимые и сверхмалые.
***
Решения на базе технологии NDDS 3.x задействованы в сотнях военных приложений, а также в сфере финансов, авиации, промышленной автоматизации, на транспорте. NDDS представляет собой стандарт на ПО промежуточного слоя, связывающее ОС реального времени в гетерогенных сетях, и задает форму взаимодействия сервера с клиентом по схеме "публикация - подписка". В основу технологии заложен стандарт службы распределенных данных DDS объектного консорциума OMG. Вышедшая недавно версия NDDS 4.0 пополнилась новыми возможностями подключения модулей для передачи мультимедийных данных по беспроводным каналам и обмена сообщениями в режиме "точка - точка" с поддержкой приоритетов, в ней улучшены режимы работы с общей памятью и т. д. Реализацию NDDS 4.0 (www.rti.com/products/ndds/) в настоящее время отлаживает фирма Real-Time Innovations, выполняя ее тестирование в десятках критически важных систем США.
***
Рынок микроэлектромеханических радиокомпонентов RF MEMS вырастет со 126 млн. долл. в 2004 г. до 1,1 млрд. долл. в 2009-м, полагают эксперты из компании Wicht Technologie Consulting (www.wtc-consult.de). Основной объем продаж (40%), как и год назад, придется на частотные фильтры для мобильных телефонов.
Вырастет интерес к микромеханическим резонаторам, которые будут использоваться и как таймеры.
***
Министерство внутренней безопасности США заключило с фирмами Iridium Satellite (www.iridium.com) и Impeva Labs (www.impeva.com) договор на развертывание системы PANYNJ по отслеживанию в реальном времени местонахождения грузовых контейнеров.
Датчики будут фиксировать собственные координаты, периодически передавая их в центр обработки по глобальной сети, а также следить за целостностью контейнера. При неавторизованном доступе к грузу или отклонении от маршрута дежурный оператор будет извещен за несколько минут.
***
Командование Пентагона намерено найти партнеров, способных разработать радиометки RFID нового поколения, в которые будут встроены средства беспроводного взаимодействия, доступные самым разным службам связи и опознавания. Это позволит отслеживать местонахождение контейнеров с грузом в любой точке планеты и в любой момент времени. Пока МО США использует в основном активные радиометки производства фирмы Savi Technology (www.savi.com), на базе которых построена действующая в Ираке система логистики In-Transit Visibility. Контракт с этой фирмой увеличен с 207 до 424 млн. долл., однако радиометки генерируют сигнал только тогда, когда к ним обращаются сканеры производства Savi. Военные же хотят получить независимое от конкретного RFID-поставщика решение.
В качестве альтернатив рассматриваются продукты компаний Ocean Systems Engineering и NAL Research, способные работать через спутники Iridium. Рассчитывает командование Пентагона и на новые модели радиометок со встроенными GPS-приемниками, способные работать как через космические каналы, так и по сетям коммерческих мобильных служб. Планируется также повысить интеллектуальность RFID-меток и их способность к локальному взаимодействию, что позволит целостно опознавать весь комплект груза в контейнере.
***
В ноябрьском исследовании журнала Military & Aerospace Electronics (mae.pennnet.com) проанализированы продукты 25 фирм, выпускающих средства разработки. При создании военных приложений и систем гражданской безопасности наиболее востребованы следующие компиляторы: Си (15 решений), С++ (11), Ада (10), Фортран (5), Java (5) и по одному продукту для Паскаля, Perl и Jovial. Количество поддерживаемых платформ разработки распределилось так: Windows (22 системы), Solaris (18), разные версии Unix (14), Linux (11) и Mac OS X (1).
***
Специалисты компании Lockheed Martin Aeronautics разработали на базе комплекса SGI Diskless Operation Server Solution решение, отвечающее нормам безопасности при работе с данными разных уровней секретности. В современных ИТ-проектах задействуются сотни компьютеров, и на жестком диске каждого из них нередко хранятся служебные, а иногда и секретные сведения. Кроме того, сотрудник-злоумышленник может тайно скопировать важную информацию на локальный диск, а потом вынести ее с предприятия на дискете. В результате, например, обслуживающему персоналу лаборатории корпорации, занимающейся моделированием полетов истребителей F-16, F/A-22 и F-35, приходится регулярно обходить все машины, изымая или переставляя те или иные дисководы в зависимости от уровня секретности текущих работ, что накладно и нередко приводит к ошибкам.
Решение SGI позволило сократить время такой перестройки с нескольких дней или часов до считанных минут. Все компьютеры теперь работают вообще без собственных жестких дисков, а загружаются и управляются с центральной административной консоли. При этом каждому из них может быть назначен свой уровень секретности. В проекте задействованы RAID-массив SGI InfiniteStorage TP9700 объемом 84 Тб и общая файловая система SGI CXFS. Контроль за доступом к информации осуществляет выделенный сервер, обслуживающий метасведения для хранимых данных.
***
Новый беспилотный планер фирмы Geneva Aerospace (www.genaero.com) с размахом крыльев 12 м и массой 120 кг сможет держаться в воздухе 24 чаcа. Основные элементы планера разработаны в госуниверситете штата Миссисипи при спонсорстве командования ракетно-космических сил США. В качестве системы управления планера выбран комплекс flightTEK, который потенциально способен превратить в робота воздушные устройства самых разных типов. Планер сможет парить на высоте 4000 м, а собственный микродвигатель будет задействован только в самых крайних случаях. Комплекс flightTEK работает на основе версии Linux реального времени.
***
В ноябре 2005 г. Пентагон провел испытание подводного планера, который был запущен с атомной подводной лодки Buffalo SSN 715. Робот способен почти бесшумно передвигаться под водой по заданному маршруту и предназначен для сбора и передачи информации о состоянии дна, характеристиках воды и различных объектах на компьютеры корабля-матки по встроенному спутниковому телефону.
***
Обновленный "беспилотник" MQ-9 Predator B стал первым американским воздушным роботом, на борту которого установлена система ALQ-131(V) Block II для противодействия радарным комплексам противника, используемая на истребителях F-16. Она дополнилась пассивным интерферометром, способным идентифицировать вражеские радары и засекать их координаты практически сразу, как те будут включены. Соответствующая информация с привязкой к цифровой карте оперативно отображается на пульте наземной станции и автоматизирует задачи наведения видеокамер самолета на выявленные объекты.
***
Научная лаборатория ВМС США NRL испытала беспилотное устройство Spider-Lion массой 2 кг, работающее на сжиженном газе. Оно продержалось в воздухе 3 ч 19 мин и использовало за это время 15 г водорода. Мощность бортовой установки составила 100 Вт.
***
Фирма InRob Tech (www.inrobtech.com) через год намерена выпустить наземный робот, предназначенный для обезвреживания мин. Он будет иметь пять степеней свободы, сможет брать на борт около 50 кг полезной нагрузки, а две камеры обеспечат круговой стереообзор. Усовершенствованное шасси позволит перемещаться по ступенькам.
***
Аккумуляторы фирмы Valence Technology (www.valence.com) будут задействованы в наземных роботах Andros Mark V-A1, которые охраняют завод министерства энергетики США в г. Айкен (шт. Южная Каролина). Аппараты способны развивать скорость до 6 км/ч, быстро маневрировать, подниматься по ступенькам и преодолевать полуметровые канавы. В результате время автономного функционирования роботов увеличится в пять раз.
***
Министерство внутренней безопасности США в рамках постановления Конгресса Safety Act отметило 44 ИТ-решения, в которых задействованы новые технологии борьбы с терроризмом. В частности, награждена фирма Language Analysis Systems (www.las-inc.com), выпускающая системы анализа имен, записанных на разных языках и с учетом культурных особенностей, и корпорация IBM (www.ibm.com) за комплекс Digital Video Surveillance, предназначенный для обработки видео-, аудио- и географических данных в системах видеонаблюдения.
***
В Англии создается единая компьютерная система контроля за дорожным движением, которая с помощью службы автоматического распознавания номеров сможет отслеживать поведение 50 млн. машин в сутки. Датчики системы будут устанавливаться на всех дорогах через каждые 300-400 м. Комплекс сможет оперативно засекать украденные автомобили, машины с просроченным сроком техобслуживания и страховки, а также контролировать соблюдение скоростного режима. Правда, авторы проекта не уверены, имеются ли сегодня технические ресурсы для построения системы, способной несколько раз в минуту проводить анализ номера каждого движущегося автомобиля в стране, а также опасаются, что полиция не справится с необходимостью, как прогнозируется, примерно в 10 раз чаще, чем сейчас, выписывать штрафы и арестовывать нарушителей.