BI

Крупные игроки рынка Business Intelligence один за другим сообщают о выпуске новых версий BI-решений. Совсем недавно, в конце ноября, компания Business Objects объявила о намерении вывести на рынок в ближайшее время обновленную версию программного аналитического инструментария BusinessObjects XI Release 2. Корпорация Cognos еще раньше - в сентябре - анонсировала продукт Cognos 8 Business Intelligence, а в конце ноября собрала своих партнеров из России и СНГ на закрытую конференцию, где специалистам по аналитическим системам была предоставлена возможность ближе познакомиться с новым продуктом.

Главным достоинством Cognos 8 перед конкурирующими BI-системами, по мнению разработчиков, является то, что это первый продукт, в котором весь функционал Business Intelligence реализован на основе единой архитектуры Web-сервисов. Cognos 8 - интегрированное решение, объединяющее в себе технологии многомерного анализа данных (OLAP-сервер), произвольных запросов и отчетов (Query & Reporting), сбалансированных систем показателей (Balanced Scorecard) и создания хранилищ данных (ETL). Подобная интеграция обеспечивает формирование в рамках единого корпоративного портала рабочих мест для руководителей, менеджеров и рядовых сотрудников и предоставление каждой группе пользователей необходимого для нее объема информации. Благодаря интеграции средств OLAP и Query & Reporting пользователи аналитической системы Cognos могут, не прибегая к программированию, быстро создавать сложные аналитические модели и строить на основе данных из первичных документов целевые показатели эффективности своего бизнеса.

Примечательно, что полной интеграции двух наиболее популярных инструментов бизнес-анализа - OLAP и Query & Reporting - другие разработчики аналитических систем пока не предлагают. Вообще деление систем на два класса - OLAP-серверы и системы класса Query & Reporting - является традиционным, поскольку они используются для решения разных задач. Причем системы и первого, и второго классов имеют ряд сильных и слабых сторон.

OLAP-серверы обычно предоставляют пользователям аналитические функции, способны обрабатывать большие объемы исходных данных и консолидировать в OLAP-кубах информацию из разных источников. Их достоинство - высокая скорость генерации отчетов, в среднем не более 5 с на отчет, и как следствие - возможность проведения интерактивного многомерного анализа данных (рис. 1). На основе OLAP-серверов создаются рабочие места для руководителей (рис. 2), поскольку для них особенно важны гарантированно высокая и предсказуемая скорость генерации отчета и быстрое получение ответов на дополнительные запросы. К системам такого класса относят Microsoft Analysis Services, Oracle Express/OLAP, Hyperion Essbase.

Рис. 1. Пример интерактивного анализа данных в CognosPowerPlay

В свою очередь системы класса Query & Reporting используются для создания стандартных отчетов и обработки разовых сложных запросов, ради которых нецелесообразно проектировать OLAP-куб, а также при генерации отчетов, для которых более приоритетно качество форматирования, чем скорость формирования. Наиболее известные инструменты класса Query & Reporting - Crystal Reports, Business Objects, Microstrategy, Actuate, Oracle Discoverer, Hyperion Performance Suite.

В отдельных продуктах прослеживается тенденция расширения функциональности систем Query & Reporting элементами технологии OLAP (по этому пути идет, например, компания Business Objects). Однако практика показывает, что создаваемый на базе систем Query & Reporting инструментарий OLAP не способен наполнять OLAP-модели большими объемами данных, не позволяет подгружать в них свежую информацию и консолидировать данные из разных источников. Как результат - пользователи не могут оперативно получать достоверную информацию из разных источников для принятия взвешенных управленческих решений.

Вряд ли стоит повторяться и говорить о том, что многие российские предприятия сегодня воспринимают информацию как стратегический ресурс. Опыт нашей компании показывает, что заказчики стремятся максимально эффективно использовать не только традиционно собираемые данные о продажах, закупках, складских остатках, производстве, но и сведения о каждом контакте с клиентом, прайс-листы конкурентов, данные о географическом местоположении транспортных средств, IP-адреса посетителей корпоративного Web-сайта или интернет-магазина и т. п. Для этого им крайне необходимы современные BI-технологии. Согласно опросу Gartner Group, в 2005 г. технологии Business Intelligence занимают второе место в списке приоритетов ИТ-директоров, уступая только средствам обеспечения безопасности.

По данным IDC, системы бизнес-аналитики - наиболее динамичный сегмент рынка программного обеспечения в странах Центральной и Восточной Европы. Причем темпы роста его в России - одни из самых высоких в мире (ежегодный рост превышает 30%). Объем же отечественного рынка систем Business Intelligence в 2004 г. эксперты IDC оценили в 13,8 млн. долл. Это, впрочем, не так много, если учесть, что в 2004 г. суммарный объем продаж только OLAP-продуктов, без учета систем Query & Reporting, составил около 4,2 млрд. долл. (см. www.olapreport.com).

Рис. 2. Предлагаемая Cognos панель управления для руководителя

Что касается расстановки сил на мировом рынке BI, то здесь, по сведениям www.olapreport.com , ситуация складывается следующим образом. Первое место занимает Microsoft, следом идет Hyperion. Многие специалисты склонны считать, что стабильно высокий уровень продаж этим компаниям в секторе BI обеспечивают не непосредственно аналитические приложения, а продвижение OLAP-серверов в комплекте с такими известными продуктами, как СУБД Microsoft SQL Server и IBM DB2. Третье место в этом рейтинге занимает фирма Cognos, ей принадлежит 14% рынка. Следом идут Business Objects и Microstrategy (примерно по 7%), а также SAP.

Gartner приводит, кроме того, рейтинг продуктов Business Intelligence (рис. 3), созданный на основе оценки по двум критериям - по соответствию самым передовым технологическим тенденциям (Completeness of Vision) и по полноте их реализации (Ability to Execute). Здесь первенство принадлежит Cognos, в затылок которой дышит Business Objects. Третье место делят Microsoft и Information Builders. Отчасти такая ситуация объясняется тем, что Microsoft и Oracle имеют сильные решения в области OLAP, но при этом являются скорее аналитическими платформами, чем законченными аналитическими системами, и имеют слабые позиции в области систем корпоративной отчетности и обработки произвольных запросов. Другая группа конкурентов Cognos (такие компании, как Business Objects, Microstrategy, Actuate и т. д.) обладает превосходными средствами Query & Reporting, но не поддерживает в полной мере функции OLAP-сервера.

Рис. 3. Рейтинг производителей систем BI по версии Gartner Group

Российский рынок Business Intelligence сейчас находится на стадии формирования, и делать выводы относительно того, кто здесь лидер, а кто аутсайдер, преждевременно. Многие отечественные компании уже почувствовали потребность в современных аналитических инструментах. Как утверждают эксперты из IDC, наиболее востребованы BI-технологии в таких отраслях, как банковская, страховая, телекоммуникационная, нефтегазовая, а также в розничной торговле, дистрибуции и на транспорте. Используют же российские компании эти технологии, согласно проведенному в конце прошлого года опросу IDC, в котором приняли участие около ста ИТ-менеджеров предприятий различных отраслей, в большинстве случаев при подготовке информации для стратегического планирования и в качестве средства для углубленного анализа данных о продажах и клиентах.

Наиболее крупные компании, в том числе представительства международных корпораций, либо придерживаются своих корпоративных стандартов в области BI, либо проводят многоступенчатый отбор оптимального аналитического инструментария, выбирая обычно из наиболее известных и пользующихся успехом во всем мире систем, входящих в первую десятку большинства рейтингов.

В средних и небольших российских фирмах, которые только начинают внедрять у себя подобные инструменты, первоначальный выбор аналитической системы обычно определяется опытом специалистов отдела информационных технологий. Практика показывает, а анализ дискуссий на самом популярном российском форуме по аналитическим системам (www.sql.ru) подтверждает, что наиболее распространенным аналитическим инструментарием в этом массовом сегменте рынка является Microsoft Analysis Services. Данный продукт входит в состав Microsoft SQL Server, и компании, приобретающие эту СУБД, не стремятся выделять дополнительные финансовые ресурсы на внедрение другого аналитического инструментария. Поэтому очень часто можно наблюдать ситуацию, когда за несколько лет использования ПО Microsoft Analysis Services на его основе создаются только простейшие аналитические модели для решения стандартных задач.

В современных условиях, когда уровень конкуренции в России на большинстве рынков весьма высок, компаниям приходится анализировать ключевые показатели своей деятельности в динамике и в реальном времени. Использование систем Business Intelligence в данном случае является не просто конкурентным преимуществом, а фактором, определяющим выживание компании. В таких условиях практически на каждом предприятии создается структурное подразделение, главная цель которого - предоставление аналитических отчетов и данных руководству. Ежедневно сталкиваясь с проблемой оперативного извлечения необходимых сведений из различных баз данных и других источников, специалисты подобных подразделений предъявляют все более высокие требования к функциональности аналитических систем. В результате многие компании принимают решение о развертывании более мощных продуктов, позволяющих не только создавать сложные многомерные аналитические модели (OLAP-кубы), но и формировать корпоративную отчетность, поддерживать популярную сегодня методологию сбалансированных показателей.

Что касается прогноза развития российского рынка аналитических систем на ближайшие несколько лет, то вероятен следующий сценарий. Наиболее массовым инструментом все еще останется OLAP-сервер Microsoft Analysis Services (в силу распространенности СУБД MS SQL Server, в которую он входит). Второе место по причине наилучшего соотношения цена/функциональность скорее всего будет занимать система Cognos BI. Этот разработчик предлагает российскому рынку с его невысокой платежеспособностью вполне доступное решение на основе OLAP-сервера PowerPlay User.

Говоря о перспективах BI-продуктов других разработчиков, можно сделать следующие предположения. Модуль SAP BW будет иметь ограниченное распространение, так как развертывать его склонны компании, уже успешно внедрившие у себя ERP-системы SAP. Пользователями Hyperion Performance Suite скорее всего также станут те предприятия, которые применяют в своей деятельности средства финансового планирования и бюджетирования Hyperion Planning и Hyperion Pillar. Существенным фактором, ограничивающим распространение в России этого популярного на Западе продукта, может стать отсутствие столь же развитой партнерской сети, какой обладают здесь Cognos и Microsoft.

В целом можно ожидать, что рынок BI-систем в России будет развиваться аналогично рынку ERP-систем и будет самым непосредственным образом связан с ним.

С автором, руководителем проектов по внедрению аналитических систем компании "Микротест - Программ Лайн", можно связаться по адресу: ymariinskyi@microtest.ru.