ПРОЕКТЫ
Завершился второй этап автоматизации киевского АНТК им. О. К. Антонова (www.antonov.com) - построен и запущен в работу информационно-компьютерный комплекс (ИКК), ядро и наиболее важные компоненты которого созданы на основе техники компании Hewlett-Packard (www.hp.ru).
Как отметил заместитель генерального конструктора по компьютерно-информационным технологиям Виктор Матусевич, в последние годы предприятие направляло на модернизацию информационной системы 4-5% своих доходов. Столь значительная доля затрат в достаточно сложные для предприятия времена объясняется необходимостью сократить цикл проектирования нового самолета до трех лет, иначе он окажется устаревшим, еще не выйдя с завода. Общая сумма затрат по двум этапам проекта, длившимся начиная с 1999 г., составила 12,9 млн. долл.
Комплекс обеспечивает поддержку почти всех сфер работы предприятия: маркетинговых исследований и взаимодействия с заказчиками, научно-исследовательских и экспериментальных работ, проектирования изделий и подготовки документации, технологической подготовки производства и изготовления опытных самолетов, испытаний и сертификации, управления ресурсами, эксплуатационной поддержки самолетов, подготовки и переподготовки летного состава. Масштаб задач огромный, ведь у "Антонова" 111 субподрядчиков и 396 поставщиков комплектующих. Так, только в одной конструкторской базе данных по стандартным изделиям насчитывается свыше 130 тыс. деталей.
Виктор Матусевич: "Комплекс
подтвердил свои характеристики
при проектировании пассажирского
самолета "Антонов-148"
В процессе развертывания комплекса был создан специальный учебно-методический центр, в котором прошло обучение свыше 1000 человек. Здесь же создан набор методической документации, поддерживающий работу конструкторов и технологов в автоматизированной системе.
В настоящий момент на АНТК им. О. К. Антонова развернут информационно-компьютерный комплекс, включающий два серверных узла на основе NFS-кластеров HP семейств rp54xx и R3xx, серверов HP R380, J5600, J6700 и других моделей. Функционально компоненты каждого узла, соединенные интерфейсом Fibre Channel, делятся на серверы доступа и резервирования, серверы разработки и серверы проектов. Все эти компоненты функционируют под управлением HP-UX. Для доступа к информации со стороны пользователей Windows-систем предусмотрены доменные контроллеры. С целью обеспечения отказоустойчивости узлы разнесены между собой на расстояние 150 м, соединены оптоволокном и обеспечены отдельными системами электропитания. Дисковые массивы в SAN-хранилищах имеют общую емкость 4 Тб, ленточные DLT-библиотеки - 25 Тб. Каждую ночь идет архивирование введенных за день данных, в выходные - сохранение недельной конфигурации.
Компьютерная сеть насчитывает 30 узлов коммутации, к которым по линиям Gigabit Ethernet и Fibre Channel подключено в общей сложности 2235 устройств. В системе проложено 13 км оптоволоконных кабелей и 143 км проводных соединений в виде экранированной витой пары. Для конструкторов, занимающихся 3D-проектированием и наполнением баз данных, в пяти залах установлено 300 графических станций HP C3000 и C3600 с RISC-архитектурой, часть этих машин, используемых для визуализации, снабжены расширенной оперативной памятью и усовершенствованным графическим контроллером FX10. Помимо перечисленных Unix-машин к серверам комплекса имеют доступ около 1500 Windows-компьютеров разных конфигураций.
В ядре ИКК используются ОС HP-UX 11.0 и специализированное ПО HP для архивирования, зеркалирования дисков, мониторинга, сбора статистики и других сопутствующих задач. Применяются также БД Oracle 8.1.7, инженерные пакеты CADDS 5 12.0 компании MSC Software, Optegra 6.0, CVact 12.0 и CV DORS Stand Alone корпорации Parametric Technology (PTC), AutoCAD фирмы Autodesk, издательская система Adobe FrameMaker, операционные системы и офисные пакеты Microsoft и другое ПО.
Благодаря тому что предприятие не имело сложных унаследованных компьютерных систем, разработчики были свободны в подходах к реализации комплекса. Прежде чем создавать ИКК, специалисты АНТК посетили предприятия европейского консорциума Airbus для ознакомления с накопленным там опытом. Рассказывает руководитель пресс-службы АНТК Андрей Савенко: "Французы используют то же прикладное ПО, и они подсказали, на какие грабли нам не следует наступать, в частности, рассказали о проблемах, которые возникли у них с системами САПР при сетевой инфраструктуре ATM. Им даже пришлось приглашать разработчиков САПР - чтобы те создали специальный программный модуль, обеспечивающий корректную передачу информации через АТМ".
Сергей Дудковский: "На втором этапе проекта
мы разнесли кластеры по двум серверным комнатам"
Ход развития компьютерной системы прояснялся постепенно, по мере роста проекта, главным интегратором которого стали собственные службы АНТК. По словам ведущего системного аналитика Сергея Дудковского, на первом этапе проекта был создан один отказоустойчивый кластер. Задачи получить максимальную производительность тогда не стояло, поэтому инженеры соединили в кластер два сервера начального уровня. С тех пор система претерпела кардинальные изменения - количественные и качественные. Число рабочих мест многократно увеличилось. Сегодня в ИКК имеются две серверные комнаты и пять компьютерных залов для конструкторов, причем пользователи графических станций не привязаны к конкретной машине, они могут зарегистрироваться и работать на любом месте.
Как рассказал Виктор Матусевич, с головного предприятия начинается модернизация всей авиастроительной отрасли Украины. Так, конструкторское бюро АНТК им. О. К. Антонова должно постепенно "подтянуть" к новой проектной технологии и серийные заводы. По сути конструкторы КБ сегодня берут на себя долю забот смежников, например экспортируют файлы в форматы, нужные для изготовления литейных форм (раньше литейные формы разрабатывались на заводах-смежниках), создают программы для станков с ЧПУ. По ходу внедрения системы достигается снижение общей трудоемкости при изготовлении и эксплуатации самолетов в 2,5-3 раза. В былые годы чертежи электромонтажа, выпускаемые КБ, носили условный характер - длину проводов мерили уже на серийном заводе в процессе сборки, получая точные рабочие чертежи примерно к десятому самолету. Сегодня компьютерная программа сразу просчитывает длину проводов.
Компьютерные технологии наглядно показали свои преимущества при проектировании самолета "Антонов-148". Так, благодаря математическому моделированию инженерам удалось снизить массу шасси на 9 кг, а ведь каждый лишний килограмм увеличивает эксплуатационные расходы на самолет на 1500 долл. в год.
В перспективе предприятия-смежники будут иметь постоянный доступ к избранным базам данных АНТК (планируется прокладка оптоволоконных линий для соединения с ближайшими смежниками), а сборочные заводы получат доступ ко всему проекту целиком. Около 70% комплектующих для перспективных самолетов Антонова производится в России, поэтому описываемый проект ускорит модернизацию авиастроительных предприятий и в нашей стране.
Строительство ИКК на этом не останавливается, комплекс осваивается и эволюционирует по мере развития предприятия. На будущее разработана система визуализации для конструкторов, которая сможет выводить стереоизображение на экран размерами 6х2,7 м. Позади просветного экрана будут установлены проекторы Barco. Система позволит отображать многие элементы конструкции самолета в масштабе 1:1.