ОБЗОРЫ

Владимир Дрожжинов, Александр Штрик

Снижение затрат на выполнение требований инструкций по регулированию. Отчет компании Deloitte Research (www.deloitte.com/dtt/research/0,1015,sid%253D2230% 2526cid%253D26333,00.html) содержит описание нескольких способов использования ИКТ для уменьшения затрат граждан и бизнеса на выполнение требований по регулированию. Согласно этому документу большинство видов взаимодействия граждан и бизнеса с государством относится к одной из следующих категорий:

- регистрация. Юридические и деловые операции бизнеса часто требуют регистрации в многочисленных правительственных агентствах. Отдельным гражданам также приходится проходить регистрацию при выполнении различных действий, начиная от оформления лицензий и заканчивая получением пособий по безработице;

- аттестация/лицензирование. Представителям многих профессий необходимо получать лицензии или государственные удостоверения, например архитекторам, земельным инспекторам, парикмахерам, адвокатам, брокерам в сфере недвижимости, водителям такси и т. п. Простые граждане также обязаны получать лицензии для осуществления множества действий - от ловли рыбы до управления автомобилем;

- разрешения. Правительства требуют от граждан и бизнеса получения разрешений на тысячи различных дел - от возведения домашних строений до транспортировки ядерных отходов;

- отчетность. Многие граждане и любой вид бизнеса сталкиваются с необходимостью представления правительству отчетности. Для большинства граждан основная часть этого бремени приходится на налоговые декларации, которые они должны подавать ежегодно; для бизнеса видов отчетности гораздо больше, включая отчеты по экологическому воздействию и вплоть до выполнения требований трудового законодательства;

- платежи. Наибольшее количество транзакций с государством, которые совершают люди, попадает в эту категорию.

Для каждой из перечисленных категорий взаимодействия затраты граждан и предприятий, осуществляющих бизнес с правительством, можно разделить на три основные группы:

- поиск правил и инструкций, которые необходимо выполнять. Затраты на такой поиск являются в большинстве случаев чрезвычайно высокими. Обычно они возникают от издержек, связанных с привлечением дополнительных ресурсов, таких, как услуги адвокатов, бухгалтеров или консультантов. Эти затраты возрастают в том случае, если государство часто меняет правила регулирования;

- изучение инструкций и того, каким образом их следует исполнять. Когда правила или инструкции найдены, их необходимо изучить с позиций соответствующей ситуации и понять, что следует сделать для их выполнения. Огромное количество правил, их сложность, а также частые изменения могут сделать этот процесс чрезвычайно дорогим и трудоемким. В частности, как показывает опыт, владельцам малого и среднего бизнеса практически невозможно самостоятельно понять некоторые инструкции и им приходится обращаться к помощи консультанта или адвоката;

- выполнение требований применяемых правил и инструкций. Этот пункт обычно наиболее сильно влияет на рост затрат как для бизнеса, так и для отдельных граждан. Затраты на выполнение требований могут включать самые разнообразные позиции, начиная от стоимости газа, почтовой пересылки, оплаты консультанта и заканчивая расходами, связанными с закупкой и монтажом нового оборудования или приемом на работу дополнительного штата служащих.

Практика свидетельствует, что каждый из этих трех этапов требует от граждан и от малого бизнеса гораздо больше затрат, чем от крупных компаний, которые могут принять на работу адвокатов и консультантов, помогающих управлять юридическими и регулирующими обязательствами.

Снижение затрат на выполнение требований регулирования при использовании э-правительства. Электронный доступ и упрощение процедур оформления разрешений, лицензий, представления отчетности и осуществления платежей может помочь бизнесу и гражданам значительно сократить затраты времени и денег. Это обеспечивается за счет следующих пяти факторов: 1) обеспечение легкодоступных и простых в использовании средств информационного обслуживания; 2) упрощение и оптимизация требований по предоставлению отчетности; 3) сокращение количества форм; 4) облегчение процессов проведения транзакций (осуществление платежей, получение разрешений); 5) оказание помощи гражданам и бизнесу в поиске необходимых инструкций по регулированию для конкретных случаев и в понимании того, каким образом их следует выполнить.

В зависимости от характера взаимодействия и типа реализованного онлайнового решения э-правительство потенциально может сократить все три категории затрат - поиск инструкций, их понимание и их выполнение - для каждого из пяти типов транзакций между правительством, с одной стороны, и гражданами и бизнесом - с другой.

- Поиск правил и инструкций, которые необходимо выполнять. Затраты на обнаружение правил и инструкций, которые необходимо выполнять в каждом конкретном случае, можно уменьшить за счет использования Web-порталов, поисковых машин и подсказывающих экспертных систем, которые дают точные ответы на вопросы о том, какие правила и инструкции следует применять. Правительства многих стран мира уже начали создавать универсальные Web-сайты для граждан и бизнеса, работающие в режиме "одного окна" и содержащие большие объемы информации по регулированию.

- Изучение инструкций и того, каким образом их следует исполнять. Экспертные системы, так же, как и другие формы искусственного интеллекта, могут сокращать затраты, связанные с изучением инструкций, путем точной идентификации тех правил, которые относятся к конкретному бизнесу или гражданину. Помимо этого э-правительство может уменьшить затраты на изучение инструкций, приводя ответы на часто задаваемые вопросы, выполняя предварительное заполнение форм, а также создавая соответствующие информационные табло для проведения обсуждений по вопросам регулирования.

- Выполнение требований применяемых правил и инструкций. Поскольку этот пункт характеризуется самыми большими затратами, он обладает наибольшим потенциалом в смысле сокращения затрат с помощью э-правительства. Онлайновые средства взаимодействия с государством и выполнения транзакций позволят снизить расходы на газ, почтовые пересылки, сэкономить время и ресурсы. Кроме того, сокращения затрат на выполнение требований регулирования можно добиться и за счет использования государством общих форматов данных и специальных технологий, позволяющих объединить формы с одинаковой информацией и приложения для их обработки, чтобы предприятия и граждане могли только один раз заполнять требуемую форму и представлять ее в различные госучреждения.

В области налогообложения электронное декларирование налогов уже сэкономило европейским гражданам, желающим получить возврат переплаченных подоходных налогов, более 7 млн. ч в год. Если эта технология станет доступной и распространенной во всех странах ЕС, то общая экономия времени граждан может возрасти до 100 млн. ч в год.  

Еще большие выгоды возможны, если правительства используют Web-технологии, которые позволяют коллективно использовать информацию вне зависимости от географических границ и уровней госструктур. Это позволяет"мобильным" гражданам и бизнесу, работающим в различных странах, уменьшить количество документов, которые они должны представить. В данном отношении использование форматов на базе стандарта XML и поддержка взаимодействия между разными государственными системами являются ключевыми элементами в деле уменьшения затрат на выполнение требований регулирования.

Упомянутый выше отчет компании Deloitte отмечает, что в целом электронное правительство предоставляет гражданам и бизнесу следующие возможности:

- снижение прямых затрат, например на почтовые пересылки, печать документов, поездки, оплату специалистов (адвокатов, бухгалтеров, консультантов), выплаты служащим и т. д.;

- сокращение альтернативных затрат, которые вытекают из сокращения времени на выполнение требований и регистрацию. Например, уменьшение количества дней, необходимых для получения разрешений и лицензий, позволяет компаниям быстрее выпустить на рынок новые изделия.

 Измерение воздействия э-правительства на административные барьеры. Как отмечалось выше, трудно оценить воздействие электронного правительства на эффективность государственного сектора. Так же нелегко оценить его воздействие на снижение административных барьеров и затрат граждан и бизнеса на их преодоление. Причина - в отсутствии адекватных показателей и инструментов для проведения таких измерений.

Согласно исследованиям компании Deloitte, главная и наиболее ощутимая выгода э-правительства для пользователей состоит в сокращении затрат времени на исполнение государственных инструкций и осуществление транзакций. Это можно рассматривать как некоторый "возврат времени" (time rebate) - по аналогии с налоговыми возвратами. Возврат времени будет тем больше, чем сильнее государственные электронные услуги и поддерживающие процессы будут направлены на удовлетворение пользователей, а осуществляемые бизнесом и гражданами транзакции будут сквозными на протяжении всех стадий выполнения требований регулирования.

Результаты исследования по обслуживанию граждан и бизнеса в странах ЕС ( http://europa.eu.int/information_society/activities/egovernment_research/doc/top_of_the_web_report_2004.pdf ) подтверждают, что экономия времени и увеличение гибкости относятся к числу наиболее понятных выгод от э-правительства. Согласно этим результатам благодаря онлайновым услугам население и бизнес экономят в среднем более часа на обслуживание одной транзакции. В области налогообложения электронное декларирование налогов уже сэкономило европейским гражданам, желающим получить возврат переплаченных подоходных налогов, более 7 млн. ч в год. Если эта технология станет доступной и распространенной во всех странах ЕС, то общая экономия времени граждан может возрасти до 100 млн. ч в год. Такая экономия является главной причиной роста степени удовлетворения от пользования электронными государственными услугами:

- 60% опрошенных граждан заявили, что они очень довольны такими услугами;

- 77 % сообщили, что будут рекомендовать другим те онлайновые услуги, которые им понравились.

В этом исследовании также отмечено, что системы онлайновой декларации НДС позволяют каждой европейской фирме сэкономить в среднем около 10 евро на каждой декларации. Массовое использование этих систем в масштабах всего ЕС может обеспечить европейскому бизнесу экономию в 0,5 млрд. евро в год. Вместе с тем госструктурам всех уровней, которые изо всех сил пытаются сбалансировать свои сокращающиеся бюджеты, необходимы убедительные обоснования новых инвестиций в э-правительства. Однако большинство государственных методологий оценки ROI все еще концентрируется на отдаче инвестиций в электронное правительство для самих правительственных учреждений и не измеряет выгоды для граждан и бизнеса.

Эффективность внутренней деятельности, несомненно, является важной характеристикой, но государство также должно измерять ценность э-правительства для тех, кого оно обслуживает. Следует принимать во внимание полный спектр экономических, социальных и культурных затрат и выгод для каждого отдельного элемента инвестиций в ИТ или в программы э-правительств. Для этого необходимо разработать всеобъемлющие методологии и инструменты, полностью согласованные на европейском и международном уровне и позволяющие проводить исчерпывающие оценки и сопоставление полученных показателей.

Заключение

Правительства играют важную роль в создании конкурентоспособной европейской экономики. Их традиционными инструментами в этом деле являются налогообложение; затраты на научные исследования, образование и развитие инфраструктуры; регулирование. Наряду с этим правительства повышают конкурентоспособность своих стран, увеличивая эффективность деятельности государственного сектора и его услуг за счет улучшения качества работы госучреждений, более эффективного и результативного обслуживания общества и продвижения инноваций.

Э-правительство является ключевым средством обеспечения конкурентоспособности стран. Применение ИКТ в сфере государственного обслуживания может повысить эффективность и качество услуг и одновременно позволить гражданам и бизнесу сократить затраты и трудности при выполнении требований регулирования. Электронные государственные услуги можно реализовать и доставить гораздо быстрее, чем традиционные, и при этом обеспечить поставщикам услуг и пользователям значительную экономию времени и денег.

И хотя точные оценки пока отсутствуют, имеются убедительные доказательства того, что эти выгоды являются существенными и могут оказать огромное воздействие на всю экономику. Поэтому госструктурам необходимо сконцентрировать свои усилия по реализации концепции э-правительства на достижении двух ключевых целей:

- реальное повышение производительности и эффективности в госсекторе;

- сокращение административных барьеров для граждан и бизнеса.

В современной Европе с ее стареющим населением правительству предстоит контролировать рост государственных расходов таким образом, чтобы не вызвать серьезных потрясений в сфере поддержания благосостояния и социальной защиты населения и в то же время не увеличить налоговое бремя. Поэтому для повышения конкурентоспособности стран Европейского союза на мировой арене так важны трансформация государственной службы и реализация электронного правительства.

С авторами можно связаться по адресу: vladdroz@yandex.ru.Продолжение. Начало см. PC Week/RE, N40/2005, с. 47.

Версия для печати