ИТ В ОБРАЗОВАНИИ
Говоря о стратегических планах работы Microsoft в нашей стране, президент представительства корпорации в России и СНГ Ольга Дергунова в своих выступлениях всегда подчеркивала (см., например, PC Week/RE, N 37/2005, с 1), что одна из приоритетных задач компании - деятельность в направлении общего развития ИТ-отрасли, повышения значимости этого сегмента рынка для экономики и жизни общества в целом. В реализации таких идей одним из важнейших элементов является сфера образования, которая, с одной стороны, формирует социально-техническую основу информационного общества, а с другой - является одним из крупнейших (стабильных, долгосрочных и пр.) потребителей ИТ.
За последние годы мы можем видеть последовательное наращивание усилий ИТ-компаний в сфере образования. Важным шагом Microsoft в этом направлении стало проведение компанией в Москве 21 октября своей первой специализированной конференции "Образование в XXI веке", спонсорами которой стали глобальные партнеры корпорации - Intel и HP, а свои проекты представили также местные компании - Digital Design, IBS, Крок, "Академия АйТи" и Softline.
По замыслу организаторов это мероприятие, в котором приняли участие более 300 представителей университетов и вузов из всех регионов страны, должно стать площадкой для обмена опытом в области использования ИТ в образовательных учреждениях и предоставления информации о возможностях их эффективного применения в этой сфере. Возможно, со временем так оно и будет, но на первой конференции презентации решений и технологий Microsoft все же носили сугубо корпоративный характер. Впрочем, компании есть что сказать в этой сфере и от собственного лица, да и постановка многих вопросов выходила далеко за технологические рамки и касалась также методологических тем*1.
_____
*1 Акцент на данном мероприятии был сделан на тематику высшей школы, хотя Microsoft активно работает и со сферой среднего образования.
До недавнего времени российская сфера образования в общем-то не рассматривалась ИТ-компаниями в качестве серьезного клиента из-за ее невысокой платежеспособности. Но за последние годы ситуация в этой области быстро меняется. В России насчитывается 68 тыс. средних школ, 6600 учреждений среднего профессионального образования, около 950 вузов (2400 с учетом филиалов) и примерно 2000 учебных заведений дополнительного образования. В них учится 20 млн. школьников и почти 10 млн. студентов (техникумов и вузов), работает 1,65 млн. учителей средней и 300 тыс. преподавателей высшей школы. Только в вузах на сегодня установлено около полумиллиона ПК. Хотя, возможно, уровень применения ИТ в системе образования еще далек от современных требований, но, несомненно, потребительский потенциал здесь очень велик и сейчас; похоже, наступил тот момент, когда этот потенциал готов к реализации.
В среднем по стране компьютеры еще не стали обыденным школьным оборудованием, и все же ситуация в образовательной системе радикально иная, нежели несколько лет назад. Важно, что и в преподавательской среде, и в административном аппарате есть четкое понимание того, что без применения ИТ современная система образования уже просто не может функционировать. При этом речь идет не только о преподавании информатики как отдельной дисциплины, но и о применении компьютеров для всего учебного процесса и управления им.
Итоги ФЦП "Развитие единой образовательной информационной среды 2001-2005" - Количество школьников на один ПК сократилось с 500 до 80. - Более 10% школ подключено к Интернету или ведомственным сетям. - Разработано свыше 100 образовательных мультимедиа-продуктов для школ. - Создано 17 образовательных порталов федерального уровня. - Созданы два федеральных депозитария электронных средств учебного назначения и электронных изданий. Параллельно с РЕОИС стартовали региональные, муниципальные и негосударственные программы информатизации. - Прошли переподготовку в области ИКТ более 50 тыс. преподавателей (включая негосударственные программы и инициативы). (Из доклада Алексея Карпова) |
По словам представителя федерального агентства по образованию - начальника управления развития программ Алексея Карпова, только на реализацию федеральной целевой программы "Развитие единой образовательной информационной среды 2001-2005" (РЕОИС), нацеленной на компьютеризацию и коммуникационное обеспечение образования, формирование электронных образовательных ресурсов и подготовку педагогических кадров, за пять лет потрачено почти 350 млн. долл. (правда, это почти в два раза меньше, чем было запланировано).
В 2006-2010 гг. организационной основой реализации государственной политики России в области информатизации образования должна стать Федеральная целевая программа развития образования (ФЦПРО). В ее рамках выделена стратегия единой образовательной информационной среды, на реализацию которой за пять лет планируется потратить около 1 млрд. долл. Кроме того, необходимо сказать о проекте "Информатизация системы образования" Мирового банка (закупка оборудования и образовательных ресурсов, подключение школ к Интернету), бюджет которого для нашей страны составляет примерно 300 млн. долл. В то же время быстро растет потенциал некоторых коммерческих проектов за счет общего процесса коммерциализации и консолидации высшей школы.
Так что финансовые возможности для внедрения ИТ в образовательных учреждения имеются, и по меркам России - совсем не малые. И проблема, характерная для нашей страны, заключается в основном в том, чтобы потратить эти средства с максимальной пользой, а не "как всегда".
Собственно, именно вопросы повышения эффективности применения ИТ и стояли в центре внимания конференции. В своем выступлении Ольга Дергунова представила детальную программу деятельности Microsoft в образовательной сфере, учитывающую опыт корпорации, накопленный в других странах. Она выделила в этой работе четыре основных направления: создание ИТ-инфраструктуры (для автоматизации хозяйственной деятельности и поддержки учебного процесса), повышение квалификации преподавателей, методическое развитие образования (модернизация ИТ-дисциплин, реализация новых бизнес-моделей образования) и поддержка талантливой молодежи.
В рамках инициативы "Партнерство в образовании" Microsoft подписала в сентябре прошлого года соглашение о сотрудничестве с Министерством образования и науки РФ. Оно предусматривает оказание этому министерству помощи в модернизации ИТ-дисциплин (обновление учебных программ согласно требованиям ИТ-рынка и в соответствии с международными стандартами - Computing Curricula, Career Space), а также внедрение курсов по новым специальностям. В частности, адаптированные для российской средней школы учебные курсы по наиболее популярным технологиям Microsoft будут свободно доступны на сайте Microsoft уже в конце текущего года.
Нужно также сказать о библиотеке учебных материалов MSDN Academic Alliamce Curricula Repository, адресованных преподавателям и студентам. Они могут быть использованы как для самостоятельного изучения, так и для разработки собственных курсов. Сегодня на сайте www.microsoft.com/Rus/Msdnaa/Curricula размещено более 30 таких материалов.
На базе новых бизнес-моделей в образовании построена, в частности, программа Microsoft IT Academy для вузов и средних школ, которая позволяет повысить ИТ-квалификацию как учащимся, так и преподавателям. А летом этого года стартовал проект "Сеть творческих учителей" - портал (www.it-n.ru) для школьных преподавателей, заинтересованных в эффективном использовании ИТ в учебном процессе и обмене опытом со своими коллегами.