ОБЗОРЫ

В октябре 2005 г. в Мадриде прошел ежегодный традиционный конкурс VIDA 8.0 (www.vidalife.org), в котором авторы 69 проектов из 23 стран соревновались в мастерстве создания художественных инсталляций на базе технологий искусственного интеллекта и искусственной жизни.

Первое место и приз в размере 10 тыс. евро получили Мартин Хоус и Джонатан Кэмп (Англия) за работу AP0201. Они запрограммировали виртуальную машину, способную действовать на различных аппаратных платформах. Она содержит компактный расширяемый набор абстрактных команд условного процессора и допускает в то же время организацию сложных сетевых вычислений. В этом наборе нет понятия недопустимой операции, поэтому AP0201 в принципе не может "сломаться". На базе таких виртуальных машин разворачиваются клеточные автоматы, которые по мере развития пытаются выявить в окружающей сетевой среде сигналы других автоматов, начинают переговариваться, самоорганизовываться и формировать пиринговые сети. Они также способны адаптироваться к используемому оборудованию, задействуя доступные аудио- и видеоканалы от микрофонов и камер и обследуя с их помощью окружающую среду.

Рыба-солист в сопровождении робота-лож

Средства связи используются клеточным автоматом прежде всего как способ сообщить миру, что "я есть" (в виртуальной машине AP0201 такая операция считается привилегированной). А развитие автомата происходит в основном за счет двух режимов: "сказать" (перенос своей части во внешний мир по сети) и "послушать" (включение в свое тело части внешней сети и доступных элементов других собратьев). Те клетки автомата, которые не могут быстро настроиться на сетевое взаимодействие, отмирают, стимулируя систему к активному развитию и скрещиванию.

Экспериментальный аппаратный вариант AP0201 был развернут в апреле 2005 г. в одной из пустынь Южной Калифорнии. Несколько комплексов, предназначенных для многолетнего автономного функционирования от солнечных батарей в суровых погодных условиях, постепенно модифицируют собственный набор инструкций, переговариваясь друг с другом с помощью системы звуковых сигналов и обмениваясь кусочками собственного кода по Wi-Fi-каналу. Исходные тексты AP0201 можно скачать с сайта sourceforge.net/projects/ap0202/.

Второй приз и 7000 евро были вручены канадцам Мишелю Терану и Джеффу Манну за проект Liveform: Telekinetics (www.lftk.org). Они создали множество забавных и немного бессмысленных инсталляций, используя повседневные вещи необычными способами. Так, из кухонной утвари получились автоматические оркестры, где разные партии исполняют вилки и ножи, а тарелки отплясывают хитроумные танцы. В локальные беспроводные сети авторы объединили бытовую технику и робототехнические устройства и организовали развлекательные вечеринки, на которых посетителей обслуживает механическая говорящая рыба, робот-официант наливает вино, заказ производится с помощью меню с сенсорным экраном, а тостеры и миксеры при этом играют мелодии.

Третьим на VIDA 8.0 стал голландец Эрик Олофсен, получивший 3000 евро за проект Divine Methods/Hidden Motives. Он разработал автоматическую руку, напоминающую манипулятор промышленных роботов, которая держит горящую свечу на фоне части церковной стены. Рука совершала замысловатые движения, однако свеча всегда сохраняла вертикальное положение, а пламя не гасло при самых причудливых маневрах.

Приз зрительских симпатий достался Гайлему Сальвадо (Испания) за виртуальный анатомический театр Heartbeat и компьютерную трехмерную модель сердца, работающего в пустом пространстве. Специальный приз жюри получил Фернандо Ореллано из Сальвадора (проект 8520 S.W.27th Place), который состыковал в ограниченном пространстве из труб шесть двухголовых роботов. Они пытаются оптимизировать свое поведение, ориентируясь по командам индикаторов в разных точках трубопроводной установки. Искусственные создания напоминали людей, толкающихся в транспорте или тесном офисе, а с учетом того, что в хитросплетении труб необходимо планировать действия на несколько шагов вперед, роботы постоянно загоняли друг друга в тупики и бесконечно суетились на одном месте.

Самой перспективной инсталляцией судьи сочли разработку You came with the breeze-2 Марианны Рондон, вручив ей 8000 евро. Эта жительница Венесуэлы спроектировала два аппарата, которые были запрограммированы с помощью генетических алгоритмов на взаимодействие друг с другом и в ходе общения создавали искусственные виртуальные существа.

Суммой в 6000 евро был также поощрен испанец Роджер Ибрас за попытку продемонстрировать, что окружающие нас вещи могут однажды "захотеть" вести себя независимо (в качестве демонстрации независимости он избрал детские весы, которые время от времени выполняли самопроизвольные взвешивания условного груза), а суммой в 3000 евро - аргентинка Марина Зербарини, разработавшая экосистему, адаптирующуюся к индивидуальному поведению взаимодействующего с ней человека.

Поощрительными призами жюри также были отмечены:

- англичанин Кирк Вулфорд - за работу Will.0.w1sp, в которой выполнялось распознавание видеоизображений танцоров - их движения преобразовывались в красивые цветовые потоки;

- группа сингапурцев во главе с Ли Шанг Пингом - за проект Poultry Internet, в котором цыплята с птицефермы, одетые в пиджачки с микроустройствами, имитирующими ощущение поглаживания, были связаны по радиоканалу со своими искусственными копиями в офисе владельца. Человек, наблюдая за происходящим в курином загоне с помощью веб-камеры, мог виртуально погладить любого из цыплят, похлопывая соответствующий автоматический клон у себя на столе;

- американец Андрей Сеньор - за демонстрацию виртуальной экосистемы Couch potato farm, которая "просматривает" телепрограммы вместе с человеком, а "кормом" для живущих в ней искусственных созданий служит количество того или иного цвета в телевизионных изображениях;

- испанская художественная группа LaFabricaDeCosasBonitas - за работу ANA project, представляющую собой коллекцию воюющих друг с другом искусственных существ и созданную с целью протеста против циничности возможных грядущих войн, когда людей одних армий будут убивать уже не люди-противники, а бездушные роботы.

Версия для печати