ИНТЕРВЬЮ
Цифровые технологии активно проникают как в сферу бизнеса, так и в область досуга. На то есть множество причин: массовое распространение ПК и Интернета, рост объема мультимедийного контента, доступность онлайновых услуг, падение цен на потребительскую электронику. В связи с этим спрос на мультимедийные устройства быстро растет.
Компания Creative Technology - один из пионеров этого рынка. Основанная в 1981 г., она завоевала широкую известность своей технологией звуковых плат Sound Blaster. Сейчас у Creative несколько направлений деятельности, но все они так или иначе связаны с мультимедиа. И хотя компания является настоящим старожилом этого рынка, ей до сих пор удается быть на переднем крае технологий.
Чтобы узнать секрет долголетия фирмы и получить сведения о текущей ситуации в области мультимедийного оборудования, мы обратились к руководителю по продажам и маркетингу европейского подразделения Creative Жан-Марку Дюпуа (Jean-Marc Dupuis).
Жан-Марк Дюпуа
PC Week: В каких направлениях сегодня работает ваша компания и какое из них наиболее важное?
Жан-Марк Дюпуа: У нас четыре основных направления: MP3-плейеры, звуковые платы, Web-камеры и колонки для ПК. Все они важны для нас, но основной доход (более 50%) приносят MP3-плейеры, а оставшаяся доля примерно поровну поделена между остальными направлениями. С точки зрения географического распределения самым большим нашим рынком является Европа, причем сейчас наибольший рост дохода наблюдается в ее восточной части. Поэтому мы инвестируем в этот регион, особенно в Россию. Так, в настоящее время готовим открытие офиса в Москве.
PC Week: Как у вас организована работа в России?
Ж.-М. Д.: Мы не продаем напрямую, а только через дистрибьюторов, которые, в свою очередь, поставляют продукты розничным сетям, таким, как “Белый ветер”, “М.видео” и т. д. Таким образом, у нас двухуровневая сеть. На рынке MP3-плейеров эксклюзивным дистрибьютором является “Алион”. По другим направлениям у нас нет эксклюзивных дистрибьюторов в России.
Прежде всего мы поддерживаем партнеров с помощью маркетинга. Например, вскоре мы собираемся вместе с “Алионом” открыть собственный магазин на Горбушке, но при этом наша цель - не продажи, а демонстрация продуктов. Там покупатели и представители розничных магазинов смогут получить подробную информацию обо всем, что мы выпускаем.
Кроме того, мы занимаемся локализацией продуктов. Это очень важно. Ведь пользователь должен понимать то, что видит на экране. Мы работаем над русификацией интерфейса, причем делаем это самостоятельно в своем европейском центре в Дублине.
Российским направлением у нас сейчас занимаются три человека, но мы, безусловно, будем расширять штат, потому что верим в ваш рынок. Мы видим, что экономика быстро развивается, политическая ситуация стабильна, страна очень большая. Это сказывается на продажах - в последние три года доля российского рынка в обороте компании очень быстро растет.
PC Week: А как обстоят дела на мировом рынке? Есть ли спрос на вашу продукцию?
Ж.-М. Д.: Все четыре сегмента, на которых мы работаем, растут, но разными темпами. Так, Web-камеры сейчас востребованы, поскольку люди все больше общаются через Сеть и хотят не только говорить, но и видеть друг друга. Рынок ПК на подъеме, например, в Европе за последний год он вырос на 15-20%, что подстегивает спрос на колонки и звуковые платы. Ведь сейчас многие слушают музыку с помощью ПК. Чтобы удовлетворить растущие запросы к качеству звука, мы в сентябре выпустили для звуковых плат новый чип Xtreme Fidelity, или X-Fi, который собираемся использовать во всех наших аудиоустройствах.
На популярность MP3-плейеров сильно влияет Интернет, а точнее, представленный там контент. Поскольку музыки в Интернете становится все больше, а доступ к ней упрощается, за последние два-три года объем рынка MP3-плейеров вырос более чем втрое, при том что цены за минувший год сильно упали. Это падение вызвано двумя причинами: совершенствованием технологии и увеличением масштаба производства. Данные процессы продолжаются, поэтому в ближайшее время цены будут падать и дальше.
PC Week: Кто сегодня “делает погоду” на рынке MP3-плейеров?
Ж.-М. Д.: Конкуренция очень сильна. Все компании видят, что рынок быстро растет, и, естественно, хотят получить свою долю. В результате в последнее время в этой области появилось множество новых игроков, и в среднем в каждой стране сейчас работает более 100 компаний.
Creative занимает второе место в мире. Главным нашим соперником является компания Apple со своим устройством iPod. В США, по нашей оценке, у нее 75% рынка. Но в Европе ее доля меньше - примерно 25%, а у нас порядка 15%.
Кроме того, серьезную конкуренцию составляет множество небольших фирм, которые оказывают сильное ценовое давление. Они организуют производство где-нибудь в Китае или на Тайване и за счет этого добиваются низкой себестоимости выпускаемой продукции.
Чтобы победить конкурентов, мы действуем по двум направлениям: наращиваем функциональность устройств, например добавили поддержку видео, и снижаем цены.
PC Week: Когда вы вышли на рынок музыкальных устройств формата MP3?
Ж.-М. Д.: Приблизительно году в 1993-м. Сперва мы работали только в США, поставляли плейер со съемной флэш-памятью, потом, в начале 2000-го, первыми выпустили устройство с жестким диском и создали свой пользовательский интерфейс, на который недавно получили патент.
PC Week: Какую технологию MP3-плейера вы считаете более перспективной - на базе жесткого диска или на флэш-памяти?
Ж.-М. Д.: Если не требуется, чтобы запоминающее устройство обладало большим объемом, то флэш-память прекрасно подходит. Устройства на ее основе очень легкие и компактные. Но для хранения больших объемов информации лучше использовать жесткий диск, так как он в несколько раз дешевле, чем флэш-память той же емкости. Сейчас рынок MP3-плейеров разделился на два сегмента: дешевых устройств на базе флэш-карты и более дорогого оборудования, снабженного диском, мощным процессором и гораздо более широким набором функций, например поддержкой видео. Поэтому выбор за покупателем. Если ему нужно загрузить только музыку, то стоит воспользоваться плейером на базе флэш-памяти, а для хранения большого количества фотографий или фильмов лучше подойдет устройство с диском.
PC Week: Куда, по вашему мнению, движется развитие МP3-плейеров - видео уже есть, а что будет дальше?
Ж.-М. Д.: Я думаю, что одной из новых функций станет беспроводная связь для обмена информацией с ПК и другим оборудованием.
Но, как я уже говорил, развитие плейеров очень сильно зависит от того, что можно получить через Интернет. Судя по всему, с увеличением пропускной способности линий связи Сеть будет активно использоваться для распространения видео, и поэтому значение функции воспроизведения видео будет расти. Но цена таких устройств сейчас сильно зависит от стоимости экрана, которая пока довольно высока.
PC Week: Какие у вас взаимоотношения с компанией Microsoft, которая, как известно, очень интересуется рынком цифровых развлечений?
Ж.-М. Д.: Самая важная область нашего взаимодействия с Microsoft касается поддержки ее технологии управления правами на цифровые данные [Digital Rights Management, DRM], которая позволяет легально загружать музыку из Интернета. Мы работаем с Microsoft, чтобы наши устройства были совместимы с большинством существующих музыкальных интернет-сервисов, таких, как Napster, Yahoo, MSN и т. д.
Вообще сейчас рынок MP3-плейеров разделен на две части - в одну входит компания Apple, которая имеет собственные средства защиты контента и соответствующий интернет-сервис iTunes, а во вторую - все остальные, поддерживающие технологии Microsoft.
PC Week: Спасибо за беседу.