АНАЛИТИКА
По данным ежегодного отчета IDC Russia (www.idc.com/russia) "Business Solutions and Infrastructure Management Services 2005-2009 Forecast and 2004 Vendor Shares" - в России в 2004 г. затраты на услуги по созданию ИТ-решений приблизились к 400 млн. долл. При этом суммарная доля затрат на услуги по созданию решений для управления инфраструктурой ИТ и решений для поддержки бизнес-процессов составила 21% от 1,8 млрд. долл., потраченных на все ИТ-услуги в России. В освоении этих средств доминировали российские компании: ведущая десятка поставщиков услуг контролировала 48% данного рынка.
Группу наиболее успешных в 2004 г. компаний (по оценкам IDC) возглавили IBS, "Борлас", ЛАНИТ, Крок и "Парус". IDC предполагает, что ежегодный прирост услуг по созданию решений в России в ближайшие пять лет составит в среднем 27,4%, а к 2009 г. их общий объем достигнет 1,3 млрд. долл., или 23% от всего рынка ИТ услуг.
По данным IDC, в 2004 г. существенно - до 122 млн. долл. - вырос сегмент услуг по созданию решений для управления инфраструктурой ИТ, главным образом за счет услуг в области информационной безопасности и стабильного спроса на услуги хранения данных. Наибольшие темпы характерны для сегмента поддержания жизнеспособности критически важных систем.
По мнению специалистов IDC, рынок решений для поддержки бизнес-процессов отражает тенденции развития всего рынка ИТ-услуг, который все заметнее ориентируется на консалтинг и внедрение прикладного ПО. В частности, значительно вырос спрос на системы управления взаимодействием с заказчиками и работой с клиентами, нарастает интерес пользователей к решениям для управления документами и информацией. Из более чем 270 млн. долл., затраченных на поддержку бизнес-процессов, 56% приходится на долю решений по организации управления ресурсами предприятия (back-office solutions).
Аналитик IDC по рынку услуг Михаил Иванов отмечает: "В корпоративном секторе четко прослеживается смещение спроса от услуг по внедрению и поддержке отдельных элементов инфраструктуры к комплексным решениям, особенно таким, которые помогают получить наибольший эффект от использования ИТ: системам хранения данных, управления ресурсами предприятия и специализированным отраслевым решениям. На российском рынке услуг ИТ продолжается процесс консолидации. Крупные московские компании - поставщики услуг, стремясь укрепить позиции в регионах, приобретают сервисные компании на местах; крупные фирмы-интеграторы поглощают поставщиков специализированных услуг, расширяя таким образом спектр и качество предлагаемых клиентам технологий".
По мнению г-на Иванова, потенциал рынка услуг по управлению инфраструктурой ИТ и обеспечению бизнес-процессов в России довольно высок и в среднесрочной и долгосрочной перспективах этот рынок можно отнести к быстро развивающимся. Среднегодовой прирост большинства сегментов в ближайшие пять лет будет превышать 25%. Самым крупным останется сегмент услуг по организации управления ресурсами предприятия.
В IDC считают, что наиболее динамично будут развиваться услуги по поддержанию жизнеспособности критически важных систем, системы управления взаимодействием с заказчиками, решения в области корпоративных порталов, системы поддержки принятия решений и бизнес-аналитики и специализированные отраслевые решения.