БАНКОВСКИЕ СИСТЕМЫ

В преддверии Нового года компания "Диасофт" (www.diasoft.ru) провела встречу с представителями банков-клиентов, где объявила о стратегических планах по развитию своих программных продуктов на ближайшие 3-5 лет и созданию банковской системы нового поколения - финансовой архитектуры "ФА-диез", построенной на принципах SOA (Service Oriented Architecture). Такое решение, по словам управляющего директора компании Александра Глазкова, вызвано колоссальной динамикой развития отечественного банковского бизнеса за последние пять лет и, как следствие, изменениями требований к банковским информационным системам (ИС).

Каждый банк является уникальным предприятием. Одни специализируются в оказании того или иного узкого спектра финансовых услуг для ограниченного числа клиентов, углубляя свою нишевую ориентацию, и заинтересованы в проработанных бэкофисных программных решениях. Стратегия других построена на территориальной экспансии с целью увеличения масштабов бизнеса и роста клиентской базы, что требует расширения набора каналов доступа к услугам банка и соответственно - поддерживающих их фронт-офисных систем. Создаваемая при этом инфраструктура должна позволять быстро выводить на рынок новые продукты, обеспечивать сохранность инвестиций и возможность постоянного снижения стоимости владения комплексным банковским решением, быть гарантом противодействия тем операционным рискам, которые неизбежно возникают у любого банка при изменении характера или масштаба деятельности. Еще сложнее обстоит дело, когда развитие банка идет как в сторону углубления и специализации по отдельным направлениям, так и расширения филиальной сети. Для того чтобы отвечать текущим и будущим запросам такого бизнеса, поддерживающая ее ИС должна быть в значительной степени универсальной, обеспечивая как гибкое построение и модификацию отдельных своих частей, так и функции контроля и управления деятельностью банка в целом. Придерживаясь наиболее оптимистичного сценария своего будущего развития, банки сегодня хотят иметь ИС, обеспечивающие одновременную работу десятков тысяч пользователей, обслуживание миллионов клиентов и десятки миллионов счетов, проведение миллионов операций в день, поддержку бизнеса в круглосуточном режиме с использованием "узких" каналов связи с невысокой пропускной способностью. Система должна легко масштабироваться и администрироваться, не зависеть от смены версий, позволять легко настраивать новые банковские продукты, тиражируя эти настройки между различными подразделениями банка.

Александр Глазков:

"В ближайшие пять лет стратегия компании будет, как и раньше,

сфокусирована на совершенствовании ИТ для финансового рынка страны"

Целый ряд поставщиков финансового ПО, в том числе и "Диасофт", связывает стратегию развития своего собственного бизнеса с задачей построения такого рода системы, которая обеспечит развитие банка на несколько лет вперед. Как сообщил вице-президент компании Алексей Грошев, "Диасофт" уже около двух лет прорабатывает вопрос о той смене, которая придет на место сегодняшних продуктов. Первоначально рассматриваемая идея - создание системы нового поколения на базе решения 5NT, была отвергнута, так как не смогла обеспечить выполнения всех предъявляемых требований. Второй путь - разработка банковской системы с нуля - также был признан бесперспективным, поскольку темпы изменения рынка не позволяют взять для этого паузу на 3-5 лет, к тому же много сил отнимают сегодняшние проблемы клиентов. В результате принято решение сочетать оба эти подхода. Система нового поколения - финансовая архитектура "ФА-диез", названная так потому, что эта нота является центральной в октаве и символизирует компромисс между переделкой текущей системы и созданием новой, строится на принципах SOA и включает в себя как усовершенствованные версии имеющихся продуктов, где накоплен богатый функционал, так и новые разработки. Архитектура "ФА-диез" допускает реализацию отдельных стратегий развития каждой из ее частей или элементов так же, как нередко и банк выстраивает различную стратегию развития бизнеса в отдельных сегментах рынка, с разными группами клиентов и пр.

Информационная архитектура "ФА-диез"

 

В основу новой системы положено разделение задач, решаемых во фронт-офисе, бэк-офисе и в блоке формирования отчетности, а также новая интеграционная платформа, предназначенная для объединения функциональных модулей на базе общего информационного пространства (см. рисунок). Каждый из существующих сегодня продуктов компании "Диасофт" найдет свое место в новой архитектуре. Комплексы 5NT и Master составят бэк-офис системы. Планируется дальнейшее развитие функциональности этих решений, повышение их производительности, улучшение эксплуатационных характеристик, обеспечение интеграции в единую сервисно-ориентированную среду. Хранилище данных (ХД) Datagy послужит основой для консолидации данных и формирования управленческой отчетности банка. Кроме него клиентам будет также предлагаться услуга по построению корпоративного ХД на базе технологий IBM DBW. Планируется создать типовой набор витрин данных, с помощью которых банк сможет строить комплексную систему, пригодную для выпуска как обязательной, так и управленческой отчетности. Много инноваций появится во фронтальной системе. В мае 2006 г. планируется закончить первый этап ее создания, выпустив фронт-офис розничного обслуживания частных клиентов. Это решение базируется на новой инструментальной платформе, обеспечивающей высокую отказоустойчивость, масштабирование, быструю перенастройку банковских операций, использование "узких" каналов связи. Сегодня "Диасофт" накапливает опыт в области интеграции фронт-офиса, бэк-офиса и контура выпуска отчетности, реализуя ряд пилотных проектов такого рода у клиентов компании.

С точки зрения архитектуры, отметил Алексей Грошев, выбор сервисно-ориентированного подхода не означает, что все части комплексного решения "Диасофта" будут переписаны или разработаны в соответствие с SOA. Система должна удовлетворять требованиям SOA в целом: на верхнем уровне каждый ее компонент станет сервисом, который можно будет интегрировать в сквозные бизнес-процессы. Но при этом допускается реализация каждого модуля в той архитектуре, которая наиболее адекватно соответствует классу решаемых им задач. Так, если для построения фронт-офиса наиболее подходит SOA на платформе j2EE, то для бэк-офисных задач лучшим будет использование клиент-серверной архитектуры, ориентированной на пакетную обработку данных большого объема. К бэк-офисным приложениям будет разработан интерфейс, который позволит обращаться к ним как к сервисам. В контуре генерации отчетности планируется использовать специальные технологии и подходы.

В качестве сервера приложений для фронт-офиса задач выбраны продукты ведущих поставщиков, в том числе IBM WebSphere. Для решения задач интеграции приложений предполагается использовать пакеты IBM WebSphere Business Integration и BEA WebLogic Integration.