Поисковые средства
Если вам когда-нибудь приходилось искать информацию во “Всемирной паутине”, то вы не можете не согласиться - WWW лучше бы расшифровать как World Wide Wait (“Всемирное ожидание”).
Может показаться, что средства поиска в этой сети, а их число растет с каждым днем, позволяют с легкостью найти нужный материал. Ведь производители поисковых механизмов постоянно совершенствуют свои продукты в острой конкурентной борьбе. Они повышают скорость их работы, составляют рефераты все большего количества документов, добавляют такие новшества, как анонсирование новых материалов.
И все же поисковые механизмы - всего лишь инструменты. Они часто допускают ошибки, собранная ими информация порой имеет самое отдаленное отношение к заданной теме поиска. А по мере того как основные поставщики поисковых услуг расширяют охват пространства поиска информации, положение не только не улучшается, но становится все более сложным, такого мнения придерживаются многие эксперты. Но отчасти проблема порождена самими пользователями: они слишком многого ждут от поисковых средств. Их требования к точности и широте получаемых результатов смог бы удовлетворить разве что личный консультант-библиотекарь.
Можно, однако, облегчить свою участь, научившись лучше пользоваться предлагаемыми услугами. Такого мнения придерживается Мэри-Клер Ван Леунен, Web-мастер консультационной фирмы Open Market (Кеймбридж, шт. Массачусетс). “Чем шире арсенал средств, которые вы предоставите в распоряжение клиентов, - утверждает она, - тем больше вы сможете помочь им”. Но дело не только в разнообразии выбора. Информационные службы каждой компании должны довести до своих пользователей основы функционирования средств поиска и лучшие его методики.
Да здравствует разнообразие!
Стремление обеспечить быстрый доступ к огромным массивам данных, хранящимся во “Всемирной паутине”, привело к возникновению четырех типов поисковых механизмов: Web-индексов, каталогов, онлайновых справочников и автономных продуктов.
Web-индексы стали первым средством систематизации размещенной во “Всемирной паутине” информации. В начале 90-х годов, на заре развития этой сети, программисты университетов обратились к разработкам в области искусственного интеллекта и создали программные продукты, которые “рыскают” по сети и без участия оператора подключаются к серверам, составляют списки имеющейся там информации, сортируют их и представляют в виде указателей, используемых затем поисковым механизмом. Общеизвестными примерами таких средств служат Webcrawler фирмы America Online и
’ff людьми, но в отличие от каталогов в них отсутствует поисковый механизм. Пользователям приходится самостоятельно подключаться к узлу и искать на нем требуемую информацию. В качестве примера хорошо известных справочников данного типа можно назвать Whole Internet Catalog (http://nearnet. gnn.com/gnn/wic/index.html), созданный и обновляемый Global Network Navigator, и Web Server Directory/Virtual Tourist (http://www.w3.org/hypertext/ DataSources/WWW/Servers. html) Европейского центра физики высоких энергий.
Справочников четвертого типа вы в сети не найдете. Это внесетевые источники, представляющие собой различные базы данных с возможностью поиска в них и вспомогательные программы. Все это размещается на компакт-дисках CD-ROM или на дискетах. Такими справочниками лучше пользоваться до выхода во “Всемирную паутину”, это поможет свести к минимуму плату за пользование сетью и время онлайнового поиска. Здесь в качестве примера можно привести WebCompass корпорации Quaterdeck ценой $199.
Кроме четырех перечисленных выше типов поисковых средств в последнее время появляются и другие. К их числу можно отнести такие, как алфавитный перечень компаний, имеющих Web-узлы, на базовой странице фирмы Hoovers (http://www.hoovers.com), тематический справочник Big Book (по типу “Желтых страниц”) на сервере фирмы Organic Online (http://www.bigbook. com) или даже новую службу Speak’n’Surf корпорации BBN, которая производит поиск на узлах Lycos, AltaVista и InfoSeek с использованием технологии распознавания речи.
Суперпоиск
После того как вы вооружились базовыми знаниями о средствах поиска, пришла пора испытать несколько его методов и определить, какой из них позволяет быстрее найти требуемую информацию. Процесс станет гораздо эффективнее, если задать в поле ввода максимально допустимое количество слов. Нужно также учесть, что результаты поиска окажутся гораздо точнее, если использовать редко встречающиеся термины, а не общераспространенные слова.
Большинство рассматриваемых средств допускают поисковый запрос с логическими связками, в котором ключевые слова соединяются союзами (и, или). К сожалению, как утверждает Якоб Нильсен, старший инженер фирмы SunSoft (Маунтин-Вью, шт. Калифорния), очень многие пользователи осваивают его с трудом. Так, пытаясь найти статьи о домашних любимцах, они вводят признак “коты И собаки” и в ответ получают всего лишь несколько ссылок. Если бы они воспользовались союзом “ИЛИ” (“коты ИЛИ собаки”), результат стал бы намного полнее. “Я бы вообще убрал логический поиск из Всемирной паутины”, - заметил Нильсен.
Некоторые поисковые системы, например Excite, дают возможность производить повторный поиск, основываясь на результатах предыдущего. С подобным двухступенчатым подходом пользователи справляются намного лучше. Самый популярный Web-индекс AltaVista не поддерживает такого механизма, и это одна из причин, по которым г-н Хау из корпорации BBN отдает предпочтение каталогам. Редакторы, создающие их, уже проделали огромную работу, отобрав и сгруппировав информацию. “Такой интеллектуальный подход намного облегчает пользователям работу”, - считает Хау.
Индексы и каталоги хороши, но каждый из них по-своему решает одну и ту же задачу, так что компаниям следует обеспечить доступ пользователей хотя бы к одному типу поисковых систем. Однако возникает проблема подключения к ним. Связаться с общеизвестным поисковым каталогом, например Yahoo, может оказаться значительно сложнее, чем обратиться к его менее популярному собрату.
Фирмы имеют возможность использовать и другой поисковый инструментарий. Так, уже упоминавшаяся Ван Леунен предлагает обратить внимание на OM-Express, акселератор Web-узлов, с которым можно ознакомиться на сервере фирмы Open Market. Средства данного типа заблаговременно загружают информацию с указанных пользователем узлов и сохраняют ее на сервере, что позволяет сократить время работы в сети.
Информационные службы могут также упростить задачу пользователей Web-узлов, предоставив в их распоряжение закладки для выделения интересующей информации. Не пожалейте нескольких часов на поиск данных, которыми интересуются ваши служащие, и определите, какое из средств - индексы или каталоги, дает более подробный и точный ответ на поставленные вопросы.
Наконец, компаниям не следует забывать о распространении документации и проведении кратких курсов обучения, что также способствует повышению эффективности поиска во “Всемирной паутине”. Затраченные на это силы и средства с лихвой окупятся за счет сокращения времени работы в сети и повышения качества получаемой информации.
Лора Смит
Чтобы быстро отыскивать нужную информацию, путешественники по “Всемирной паутине” должны хорошо знать все нюансы работы с различными средствами поиска