Метод Берста
Неважно, насколько хорошо решение, если вы решаете не ту проблему. Возьмем, например, Adobe. Adobe PageMaker решает проблему автоматизации ручной верстки. Вы можете использовать его для быстрого создания великолепных документов при условии, что уже являетесь квалифицированным художником-дизайнером. Однако на самом деле мы хотим получить программу, которая бы сама превращала текст и рисунки в прекрасные документы.
Аналогичным образом Adobe Acrobat решает проблему имитации бумажных документов на экране. Но это не то, чего мы в действительности хотим. Мы хотим создавать наши документы один раз, а затем позволять программе приспосабливать их к различным средам. Хотите печатный вариант для раздачи в аудитории? Прекрасно, вот версия документа, оптимизированная для бумаги формата letter. Хотите показать его в виде HTML-документа в программе просмотра? Никаких проблем. Вот тот же документ, переформатированный для World Wide Web - автоматически, с помощью одного щелчка мыши.
Программы подгонки формы. Программе следует выполнять "подгонку формы" (form-fitting). Для этого она должна, во-первых, отделить форму от содержания: присваивать атрибуты таким объектам, как заголовки, подписи к рисункам, основной текст и т. д., чтобы информация о форматировании не включалась в содержание. Во-вторых, она должна быть достаточно интеллектуальной, чтобы подгонять эти формы к документам разного формата. Ей необходим опыт дизайнера, который позволил бы автоматически изменять размер и формат текста и рисунков, чтобы приспособить их к различным средам.
Даже могучая Microsoft понимает это только наполовину правильно. Судя по моему предварительному знакомству с Internet Studio, этот продукт прекрасно решает задачу отделения формы от содержания. К несчастью, он производит исключительно страницы Web. Если вы хотите взять ту же информацию и превратить ее в информационный листок, руководство или брошюру, вам придется переформатировать вручную. Microsoft обладает огромными талантами и громадными ресурсами. Однако поскольку Internet Studio решает только половину проблемы, она представляет собой "полуграндиозный" продукт.
Признаки разумности в дизайне. Впрочем, одна компания уже встала на правильный путь. Она подает столь большие надежды, что я рассказываю о ней на этой неделе как об одном из "секретов Берста" (т. е. как о технологической компании с большим потенциалом, на которую не обращают должного внимания).
Design Intelligence - начинающая фирма из Сиэтла (шт. Вашингтон), она создает издательские системы, работающие по принципу "перетащи и оставь". Вы начинаете с шаблонов, которые определяют основные элементы документа: заголовки, подзаголовки, основной текст, рисунки, подписи и т. д. Затем вы перетаскиваете и отпускаете на шаблоне исходные материалы. Например, отпустите текст на элементе "заголовок", и программа автоматически отформатирует его как заголовок. Отпустите текст на подписи к рисунку, и она его именно так и отформатирует. Отпустите его на рисунке, и выяснится, что программа достаточно интеллектуальна и знает, что текст нужно расположить в подпись к ближайшему рисунку. Поместите в заданную область слишком много текста, и программа автоматически начнет новую страницу и логически разобьет все элементы.
А теперь часть, которая нравится мне больше всего. Чтобы переформатировать эти элементы в совершенно другой документ, вы просто перетаскиваете другой дизайн. Одно мгновение, и все готово. От информационного листка с портретной ориентацией мы перешли к листовке с ландшафтной ориентацией, к брошюре или к компьютерной презентации. Или к странице Web.
Дизайн времени. Мы живем в потрясающее время, но оно требует более интеллектуальных программ, например издательских пакетов, которые позволяют вам один раз создать документ и публиковать его в любом формате. Еще много месяцев отделяют Design Intelligence от бета-версии, не говоря уже об окончательном коде. Ранние прототипы компании произвели на меня большое впечатление, но нет гарантии, что она найдет все нужные ответы.
Но все же разве не замечательно, что кто-то уже задает правильные вопросы?
Джесс Берст