“Секреты WWW” для чайников

Рецензии

Пол Дж. Перри. Секреты World Wide Web. Киев. “Диалектика”. 1996. 574 с.

Есть книги, читать которые  -  огромное удовольствие. Правда, удовольствие это иногда вызывается различными причинами. Я прочитал “Секреты WWW”, практически не отрываясь. Такой интерес объясняется, наверное, удивительным несоответствием морально устаревшего содержания книги дате ее выпуска (1996 г.).

Первая глава знакомит вас с общими понятиями, касающимися Internet и WWW. В ней упоминается и страничка PC Week, только расположенная не на оригинальном узле http://www.pcweek.com (которого во время написания книги еще не существовало), а на http://www.ziff.com. Далее вы более подробно познакомитесь с внутренним строением Internet, с активным использованием мультимедиа в Сети, узнаете о сетевых протоколах и способах подключения к Web.

Затем приходит черед браузеров (которые в книге упорно называются броузерами, хотя транскрипция слова browser не оставляет никаких сомнений в неправильности этого варианта). Прежде всего вы узнаете, где их можно “достать”. Хочется привести в дополнение к предлагаемому книгой списку еще один адрес  -  http://www.microsoft.com, где лежит лучший бесплатный браузер Microsoft Internet Explorer, о которым в “Секретах WWW” ни слова. Зато вы сможете научиться уверенно работать с “ископаемой” версией Netscape Navigator.

Далее речь заходит о выборе провайдера. Вашему вниманию предлагаются America Online, CompuServe и Prodigy с подробным описанием фирменных Web-браузеров этих компаний. Целая глава посвящена провайдеру Netcom и его оболочке NetCruiser. Все эти провайдеры доступны, конечно, только по американским телефонным номерам.

Для не знакомых с электронной почтой окажется весьма полезной глава, в которой описывается этот вид связи.

Не забыл автор рассказать и о “доступе к другим частям Internet”. К сожалению, такой актуальной теме, как электронные конференции, в книге уделена всего одна страница.

Отдельная глава отведена “сетикету” (сетевому этикету), в терминологии переводчиков книги. В ней приводится ряд советов, которые могут оказаться весьма полезными при электронной переписке. Правда, люди, “тушащие пожар” человеческих конфликтов в конференциях, почему-то именуются пожарниками (помните, есть такие жучки?). Настоящие пожарные обычно сильно обижаются, когда их так называют.

Описание процесса поиска информации в Сети начинается с главки “Пауки, черви, роботы, странники, искатели”. Здесь вы познакомитесь с разными системами поиска нужной информации, узнаете, как найти лучшие и худшие узлы в Internet, где публикуются тематические списки узлов, и т. д.

Отдельная часть книги посвящена узлам конкретных компаний. Конечно, американских. Вы сможете, не выходя из своего калифорнийского домика, выбрать и заказать все что угодно  -  начиная с живых цветов, автомобилей и яхт и кончая пивом и презервативами.

Немало места в книге отведено компьютерным компаниям. А на развлекательных страницах можно узнать про знаменитые рок-группы, “услышать” свежие анекдоты и сплетни из жизни звезд. Информационные узлы предлагают возможность виртуального посещения музеев, чтения энциклопедий и свежих газет, просмотра телевизионных программ американских каналов, а также способы заполнения налоговой декларации. Можно заодно заглянуть и в саму Налоговую службу США, в другие государственные организации и даже в Белый дом и познакомиться с прохождением службы в доблестных вооруженных силах Америки.

В книге рассказывается также и о том, как создать свою Web-страничку, даются полезные советы по организации и запуску WWW-узла с учетом конкретных нужд заказчика. Нелишним окажется узнать, как начать “раскрутку” своего узла в Сети, какие службы могут вам в этом помочь.

Несколько глав посвящены процессу создания HTMP-страниц. Это, пожалуй, наиболее полезная часть книги. Подробно, с примерами, описываются все возможности языка - HTML, а также рассказывается о создании форм и управляющих элементов. Самое ценное в рекомендациях заключается в том, что, поскольку речь идет об устаревшем стандарте HTML, читатель, следуя этим рекомендациям, научится создавать странички, максимально совместимые со всем многообразием сегодняшних браузеров, как это рекомендуют многие Web-мастера.

Довольно большая часть “Секретов WWW” представляет собой рассказ о дизайне создаваемых страничек. Эта тема обсуждается в специальной литературе довольно редко и потому имеет особую ценность. Также полезна глава, содержащая исходный текст десятка стандартных страничек, удовлетворяющих большинству нужд начинающих Web-дизайнеров.

А можно ли торговать при помощи Internet? Об этом расскажет предпоследняя глава. Вы узнаете о преимуществах и недостатках Сети в области электронной коммерции и об основных способах обеспечения безопасности.

В заключение  -  о будущем Internet, которое уже стало настоящим. И VRML, и Java, и цифровые сети сегодня используются в “Паутине” все активнее и активнее.

В приложении имеется свежий раздел, написанный украинским автором. В этом разделе приведены наиболее популярные в России, на Украине и в странах СНГ Web-узлы, несколько узлов с полными списками российских “сайтов”, указаны ведущие отечественные провайдеры, даны сетевые координаты университетов, общественных организаций и коммерческих фирм, а также адреса различных развлекательных страниц.

Книга “Секреты WWW”, на мой взгляд, ориентирована на четко очерченный круг людей  -  на тех, кто хочет создать свою первую Web-страничку, но не знает, как это сделать. Профессионалам же эта книга будет неинтересна, а для новичков уж слишком устарела.

И вообще, вместо того чтобы переводить подобные книги, стоило бы написать оригинальную книгу аналогичной тематики с привязкой к отечественным условиям. И сделать это можно было бы всего за одну неделю  -  ведь львиную долю “Секретов WWW” занимают крупные изображения различных страничек. Вместо провайдеров America OnLine, CompuServe и Prodigy описать “Россию Он-Лайн”, “Демос” и РЕЛКОМ, вместо Netcom с оболочкой NetCruiser  -  “ГласНет” с оболочкой GlasInterACT и т. д. И страничек-примеров набрать в нашей стране. И проще, и дешевле, и “свежо”, и читателям полезнее.

Сергей Бобровский

Версия для печати