Пять с половиной лет назад Питер Коффи в колонке редактора PC Week писал о правительственном расследовании деятельности Microsoft. Но кажется, будто написана она вчера. Разбирательства действий Microsoft становятся устойчивым явлением в компьютерной индустрии.
Тогдашняя точка зрения Питера актуальна и сегодня. Если вы изучите антитрестовские законы, имеющие отношение к данной ситуации, например акты Шермана и Клейтона, то сделать однозначное заключение о нарушении фирмой закона вам будет трудно. Если даже верны все выдвинутые против нее обвинения, то ее действия, якобы подавляющие конкуренцию, могут быть признаны таковыми в лучшем случае с точки зрения здравого смысла, но никак не с точки зрения закона.
Нынешняя ситуация от той, старой, отличается характером расследования, проводимым Департаментом юстиции. По иронии судьбы теперь в центре внимания оказались Web-навигаторы, а ведь именно эта технология, казалось, должна спасти нас от тирании продуктов одной фирмы. Производителям, конечно, виднее, и не случайно они с таким ожесточением ведут борьбу за этот рынок.
Не в навигаторах тут дело, по крайней мере, не в той части, которая касается чтения Web-страничек. Как всякий конфликт, имеющий отношение к устройству вывода (а навигатор, в сущности, и является таковым), он в конце концов разрешится чем-нибудь вроде появления драйвера устройства. Самое позднее к середине следующего года Web-серверы научатся автоматически определять наличие тех или иных навигаторов и соответственно настраивать их выходной поток, с тем чтобы можно было учесть незначительные различия, которые останутся между конкурирующими продуктами.
Суть момента заключается в том, что навигаторы становятся средой разработки приложений, и с этой точки зрения нынешний конфликт мало чем отличается от прошлых, в ходе которых конкуренты Microsoft бросались с апелляцией к правительству. Сражение вокруг JavaScript, VB-Script, ActiveX и программных довесков к Netscape весьма напоминает былые баталии по поводу прикладного интерфейса Windows, OLE и OpenDoc. И если мы добрались до сути конфликта, то каков результат для нас с вами, читатель? Сухой остаток составят программы, более или менее сносно работающие. Плюс постоянные нововведения. Плюс снижение цен. Так в чем здесь проблема?
Проблема могла бы возникнуть, если бы когда-нибудь Microsoft победила на этом рынке и вытеснила всех остальных. Всякий, кому случалось дебатировать с Microsoft по поводу цен, скажет вам, что корпорация не гнушается свое исключительное положение использовать, к примеру, в сфере офисной автоматизации. В сфере Internet такого положения Microsoft не достигла, но в будущем это не исключено.
Как нам этого избежать? Microsoft, как раньше IBM, процветает благодаря тому, что для потребителей является единственным вариантом. Продукты компании - не всегда самые лучшие, но они работают вполне удовлетворительно и очень часто приходят вместе с компьютером. Ну а что, если покупатель был бы таким же безжалостным, как сама Microsoft, - никакой верности своим обещаниям (вспомним историю с OS/2), никаких угрызений совести, - просто брал бы лучшие, самые эффективные продукты на каждом уровне?
У Microsoft есть ряд продуктов, лучших в своем классе, но такие продукты есть также у Novell, Lotus, IBM, Sun, Netscape и десятков мелких компаний. Всякий раз, когда мы выбираем продукт просто хорошего уровня, а не лучший из имеющихся, мы потворствуем застою на рынке, в результате которого компьютерная индустрия может оказаться под управлением кучки монополистов.
Имонн Салливан
Microsoft не гнушается свое исключительное положение на рынке использовать, к примеру, в сфере офисной автоматизации