Бизнес-презентации

 

Как часто вы участвуете в презентациях? Отвечая на этот вопрос, руководители фирм и работники отделов маркетинга обычно приводят конкретную цифру (за год или за месяц), специалисты по презентациям говорят: “Ежедневно”. Остальные считают, что эта тема вообще от них далека.

 

Недавно я опросила руководителей различных рангов, задавая только один вопрос: хотели бы они прийти на семинар (бесплатный), посвященный психологическим и техническим аспектам презентаций? Ответы оказались самыми разными.

 

Некоторые полагали, что все это  -  исключительно сфера интересов рекламных агентств; другие соглашались, что было бы неплохо послушать доклад о современных технических средствах, уверяя, что с психологическими проблемами они сами успешно справляются; третьих не интересовало ничего, кроме вопросов стиля одежды. Один из менеджеров “Микрософта” доступно мне объяснил, что их придется долго уговаривать, прежде чем они согласятся прийти на подобный семинар.

 

Не правда ли, интересная складывается картина? Налицо сознательное ограничение на знание, необходимое для успешного развития бизнеса. Должно быть, подобное отношение к культуре бизнеса можно встретить только в развивающихся странах  -  там, где рынок еще достаточно просторен, чтобы хватало места всем желающим независимо от степени компетентности.

 

По сравнению с тесным западным рынком наш  -  необыкновенно широк и оставляет много места для самореализации. Вероятно, именно эта необыкновенная возможность заставляет возвращаться некогда уехавших на Запад писателей, артистов, художников, людей самых разных профессий, понявших, что жить, может, там и лучше, а делать себе имя легче на родине.

 

Те, кто не прошел через ломку характера, приспосабливаясь к чужому образу жизни, чужому менталитету, чужой культуре, остаются в счастливой уверенности в собственной исключительности. Быстрый карьерный рост лишь способствует этому ощущению. И мы старательно остаемся такими, как есть. С хмурыми взглядами и жесткими морщинами между бровей, по которым русского бизнесмена можно без труда узнать в любой части света. Людьми, которые на переговорах говорят чаще “нет”, чем “да”, и следуют принципу “я выиграл  -  ты проиграл”, в то время как весь мир давно стремится к результату “выиграл  -  выиграл”.

 

Преподаватели английского языка, например, жалуются, что очень трудно заставить русского человека улыбнуться,  -  а ведь это необходимо для правильного произношения.

 

Можно тратить огромные деньги на рекламную кампанию, но никакой специалист по связям с общественностью не обучит тому, что мы называем корпоративной культурой. В эту культуру входит множество мелочей: голос секретаря по телефону и внешний вид персонала, оформление фирменной страницы в Интернет и впечатление от стенда на выставке, способность руководителей компании убеждать аудиторию и их умение держаться на публике.

 

Иногда даже отсутствие пунктуальности может стать причиной разлада в бизнесе. Помню, как на Комтеке я не раз попадала в одну и ту же ситуацию: люди, с которыми я договаривалась о встрече заранее, отсутствовали в назначенное ими самими время. И хотя последующие переговоры проходили в духе полного дружелюбия, невольно зарождалось сомнение в том, насколько данная компания надежна.

 

Часто ли мы задаем себе вопросы, касающиеся культуры бизнеса? Часто ли мы интересуемся подобными “мелочами”? Стремимся ли мы к интеграции с мировым сообществом или надеемся, что обойдемся и без этого?

 

Судя по тому, что семинар вызвал интерес лишь у журналистов, но оставил равнодушными многих руководителей компаний, можно оценить скорость развития корпоративной культуры в нашей стране на ближайшие годы.

 

Вы никогда не задумывались о том, почему огромное количество рекламы жевательной резинки на нашем телевидении не идет ни в какое сравнение с количеством подобной рекламы в западных странах? С экрана телевизора нам постоянно объясняют, что применение жевательной резинки решит все наши зубные проблемы. И мы ловимся на это. Хотя полезнее приучить людей просто чистить зубы три раза в день.

 

Анна Зуева

 

Анна Зуева, директор компании Delight 2000. К ней можно обратиться по телефону: (095) 912-6346, по электронной почте: zoueva@delight.msk.ru .

Версия для печати