На выставке NetCom’96 фирма "Оптима" продемонстрировала новое направление своей деятельности, связанное с созданием систем автоматической регистрации и идентификации. По мнению руководителей фирмы, российский рынок подобных систем еще только складывается. По крайней мере, в ближайшее время, по их оценкам, немногочисленные российские фирмы, работающие в этой области, не смогут составить серьезной конкуренции Texas Instruments, которая решила выйти на российский рынок, заключив партнерское соглашение с фирмой "Оптима".
Texas Instruments поставляет на рынок не конкретные продукты, а технологию TIRIS (Texas Instruments Registration and Identification System), которая уже в течение приблизительно 5-6 лет успешно применяется в различных прикладных областях: при создании разнообразных ключей, защищенных от подделок, систем сигнализации и для наблюдения за расположением технических объектов (и не только технических; например, для слежения за миграцией особо ценных или редких животных). Специалисты "Оптимы" полагают, что одно из популярных на Западе приложений - автоматическое обслуживание платных дорог с предварительным взносом некоторых сумм и автоматическим распознаванием автомобиля на всех платных дорогах и стоянках - очень скоро станет актуальным и у нас.
"Оптима" приступила к созданию на базе оборудования и технологии Texas Instruments прикладного ПО под конкретные информационные проекты. По словам специалистов фирмы, работать над ними интересно, поскольку они практически не поддаются тиражированию.
TIRIS представляет собой технологию радиочастотной регистрации и идентификации. Устройство-считыватель передает сигнал запроса на частоте 134 кГц через магнитную антенну. Базовая модель считывателя (цена $2000) позволяет подключить до 4 антенн, обслуживающих разные зоны наблюдения.
Устройство идентификации, закрепляемое на объекте наблюдения, называется транспондером, поскольку совмещает функции трансивера (приемопередатчика) и респондера (ответчика). Этот датчик не нуждается в источнике питания, поскольку мощности радиоимпульса-запроса достаточно для функционирования его электронной схемы.
Устройства, выполненные по технологии TIRIS, позволяют осуществлять и удаленную идентификацию (на расстоянии до нескольких метров). Высокая степень защищенности от подделки гарантируется в первую очередь тем, что уникальный 16-значный код заносится в транспондер еще на этапе изготовления, поэтому для подделки требуется полупроводниковое производство.
Имеются транспондеры нескольких типов:
- только для чтения (уникальный код можно изменить лишь в заводских условиях);
- перезаписываемые (можно присвоить новый уникальный код при помощи соответствующего ПО);
- многостраничные (они хранят во внутренней памяти до 64 16-значных последовательностей, называемых страницами. Первая страница обычно используется в качестве кода, а функции остальных можно программировать, например, для хранения информации о номере автомобиля, уплаченной сумме, идентификаторе платной дороги и т. д.).
Для создания прикладных систем подходят все аппаратные и программные платформы. Единственное требование - наличие интерфейса RS232 или RS485 (очень похож на RS232, но позволяет подключать к шине до 31 устройства, в нашей стране этот интерфейс не столь популярен, как его собрат).
Телефон фирмы "Оптима":
(095) 263-9946, 263-9916.
Елена Покатаева