Это  -  начало конца

 

Именно такими словами представители BSA (Ассоциации производителей ПО) охарактеризовали положение дел в борьбе с пиратством. Мы уже писали (PC Week/RE, № 38/96, с. 8) о том, что BSA совместно с Управлением по экономическим преступлениям ГУВД г. Москвы обратилась в Государственный комитет РФ по Антимонопольной политике по поводу действий фирмы "Виза", продававшей компакт-диски с Windows 95 и Microsoft Office, а также о поданном в Арбитражный суд г. Москвы иске против АО "Триаторис", продававшего незаконные копии ПО фирм Microsoft и Symantec вместе с компьютерами.

 

26 сентября состоялась пресс-конференция, на которой были оглашены результаты этих действий. Как Антимонопольный комитет, так и Арбитражный суд удовлетворили претензии BSA и Microsoft А.О. Фирме "Виза" выдано предписание о прекращении нарушений, в случае неисполнения которого руководители понесут административную ответственность. Незаконно полученная прибыль в бюджет не изымалась, поскольку был доказан факт продажи всего двух дисков.

 

Как сообщил генеральный директор фирмы "Виза" г-н Мошечков, "дисков было продано совсем немного, те два были последними. Нам и самим не нравилось продавать нелегальные продукты, поскольку они, как правило, работают с ошибками или вообще не работают".

 

Наказание АО "Триаторис" было более серьезным  -  Арбитражный суд обязал эту фирму прекратить незаконные действия по распространению программных продуктов, а также взыскал с нее компенсацию в размере 75 900 000 руб. и судебные расходы в пользу корпорации Microsoft.

 

По словам Валерия Булгакова, директора АОЗТ "Триаторис", прибыли от продажи ПО вместе с компьютером они не получали, более того, они всего лишь использовали MS-DOS, Windows 3.1 и Norton Commander для проверки собранных компьютеров, но иногда забывали стирать его с жесткого диска перед продажей.

 

Любопытно, что такого рода судебный процесс не имеет прецедентов в России. До этого Microsoft один раз обращалась в Антимонопольный комитет, но неудачно. Теперь же, несмотря на слабость существующего законодательства, фирмы-разработчики ПО получили мощное оружие против пиратов.

 

С 1 января 1997 года, когда вступит в силу новый Уголовный Кодекс РФ, в котором определены гораздо более суровые наказания за преступления против интеллектуальной собственности, борьба с компьютерным пиратством резко обострится и данный прецедент будет значительной помощью для фирм, особенно российских, страдающих от пиратства.

 

Впрочем, как у любой медали, у этой истории есть две стороны. Рассказывая о происшедшем, руководитель АО "Триаторис" упомянул, что они "прошли этап торговли нелицензионным ПО". И на вопрос, можно ли было избежать этого этапа вовсе при российской экономической ситуации, довольно надолго задумался и ответил: "Сложно, но можно".

 

Учитывая низкую покупательную способность населения и проблемы в налоговом законодательстве, успешная борьба с пиратством может привести не только к процветанию фирм, производящих ПО, и к росту западных инвестиций в России, но и к снижению темпа компьютеризации страны  -  лицензионное ПО может оказаться не по карману мелким фирмам и частным лицам. Впрочем, как заметил Илья Биллиг, менеджер по маркетингу Microsoft А.О., "сто долларов  -  всюду сто долларов, и в России в том числе". Будем надеяться, что путь к правовому государству не заведет нас в докомпьютерную эпоху.

 

Павел Гродек

Версия для печати