Выставка "Учебная техника" на Нижегородской ярмарке, прошедшая в конце сентября, почти сразу же вслед за завершением грандиозного шоу, связанного со столетием Нижегородской ярмарки, занимала уже не девять павильонов, а один, но тем не менее порадовала своим разнообразием и большим количеством заинтересованных посетителей  -  преподавателей и студентов, учителей и школьников. Около 100 фирм (из них 10 зарубежных) показали свои разработки, продукты и проекты  -  при этом 40 фирм представляли столицу, 10  -  С.-Петербург, 10  -  Н. Новгород.

 

Собственно компьютерная часть выставки была невелика, но зато она располагалась в центре зала и, следовательно, в центре внимания.

 

Интересную экспозицию, связанную с развитием дистанционного образования, предложил МЭСИ (Московский университет экономики, статистики и информатики), им же была обнародована идея "виртуального вуза" на базе Интернет-технологий (к разговору об этой идее, я думаю, мы еще вернемся). Александр Хорошилов, первый проректор МЭСИ, в беседе со мной заметил: "Ценность зарубежного опыта для нас не столько в конкретных методиках обучения, сколько в современном содержательном наполнении дистанционного образования, и говорить о тех же компакт-дисках в отрыве от содержащейся на них информации  -  все равно что гонять по железной дороге пустые вагоны".

 

Как обычно, активен был Нижегородский областной центр новых информационных технологий (НОЦ НИТ). Кстати, электронная система планировки, размещения стендов, создания интерьеров для ярмарки была разработана силами НОЦ НИТ. Как рассказал директор НОЦ НИТ Ростислав Сидорук, кроме собственных разработок (систем геометрического моделирования и САПР, учебных геоинформационных систем "Кафедра" и "Жизнеобеспечение технического университета", студенческих проектов по созданию "электронных" истории ГАЗа и жизнеописания художников эпохи Возрождения) НОЦ НИТ представил и интересные компакт-диски своих партнеров, в частности Российского мультимедиа-центра.

 

Среди них следует особо выделить созданный по заказу Администрации Президента и выполненный очень качественно презентационный диск "Россия", содержащий много электронных карт, статистической информации, а также слайд-шоу по каждому из субъектов Федерации.

 

На стенде "Росучприбора" можно было приобрести пятый номер электронного журнала "Аурамедиа", содержащий, помимо прочего, электронный каталог самой выставки "Учебная техника" и компакт-диск "Химия в картинках". Учителя, которых я встретил на этом стенде, "Химию в картинках" покупали, практически не раздумывая. Правда, на вопрос, когда появятся мультимедиа-учебники по другим школьным предметам, представители "Росучприбора" ответить не смогли. При наличии блестящих авторских коллективов, готовых работать, опять и опять возникают пресловутые вопросы финансирования.

 

В рамках выставки "Учебная техника" состоялся круглый стол "Развитие рынка CD-ROM в России". Его организатора, президента Национального союза производителей CD-ROM и мультимедиа Владимира Седякина я попросил рассказать о развитии этого рынка, его проблемах и тенденциях.

 

-  Наибольшие тиражи на западном рынке имеют диски-энциклопедии. У нас мультимедийный рынок обозначен, но тиражи пока малы (1 - 3 тыс. экз.). Это тормозит развитие рынка  -  ведь расходы на выпуск 500 экз. диска составляют около 2000 долл., а 2000 экз.  -  2500 долл.

 

Почему малы тиражи? Потому что мало мультимедийных компьютеров. Учебных дисков тоже пока немного: "Физика в картинках", "Химия в картинках", "Азбука мультимедиа", "Персональный компьютер от А до Я", несколько языковых дисков типа "Hello, America" или курса Т. Игнатовой, "Энциклопедия Кирилла и Мефодия"  -  вот, пожалуй, и все. Есть еще ряд дисков сомнительного качества, но я их упоминать не хочу.

 

Замечу, что высококачественные диски, в создание которых вложены интеллектуальные усилия и опыт специалистов, могут дать и совершенно непланируемые эффекты. Так, подмосковная фирма "Физикон" под руководством Н. Н. Соболевой не только прославилась, но и получила заказ от крупнейшей американской корпорации Educorp на разработку многоплатформной версии своего диска по физике, адаптированной для средних учебных заведений и колледжей США.

 

В России к весне 1996 г. было продано более 1 млн. CD-дисководов (отдельно или в составе мультимедийных комплектов). Конечно, многие устройства покупаются на всякий случай, и где-нибудь в Нижневартовске дисководы CD-ROM есть, а дисков не завозят вообще. И все же, если предположить, что используется каждое второе устройство и владельцы их хотят иметь хотя бы по пять дисков, ясно, что для удовлетворения спроса за пару лет нужно выпускать никак не меньше 100 тыс. дисков в месяц. А у нас сейчас продается не более 50 тыс. (с учетом пиратских, а их не менее половины).

 

Сегодня, как мне кажется, рассчитывать следует не на вузы (многие из них нищенствуют) и не на школы, а на школьников. Точнее, на их родителей  -  чадолюбивых "новых русских". При всей общественной неприязни к "новым русским" надо признать, что почти все они обзаводятся хорошей компьютерной техникой, в большинстве своем покупают лицензионные диски, и во многом благодаря этому рынок мультимедиа худо-бедно развивается.

 

Соотношение лицензионных и пиратских дисков меняется явно в сторону роста числа первых. Кстати, новый Уголовный кодекс надежно защищает авторов от пиратства, изготовление пиратских CD-дисков с нового года будет уголовно наказуемо.

 

Уже обозначилась инфраструктура рынка. Есть издатели, специализирующиеся на выпуске CD, такие, как Cominfo например, появляются мелкие фирмы. Весьма активно, вкладывая немалые средства, выходит на этот рынок R-Style. Имеются крупные оптовики (CompuLink, "Вист", "1C"), имеющие всероссийскую сеть и готовые распространять диски. Хуже обстоит дело с дилерами, их очень много в Москве и мало в регионах. Я думаю, что одной из основных опасностей следующего года станут CD-R-станции, позволяющие копировать авторские CD-ROM с весьма приличным качеством.

 

И все же в целом я бы дал благоприятный прогноз: к концу года начнется серьезный рост продаж, доля пиратских дисков сократится с 50 до 30%. Появятся новые производители. До будущего лета реализация лицензионных российских дисков увеличится как минимум вдвое. Расширится тематика, ожидается выпуск диска по медицине, будут сдвиги и в области энциклопедических дисков.

 

Проблем много  -  это и введение лицензирования, и нормально проработанные авторские договора. Надеюсь, с помощью Национального союза (в него пока входят две фирмы-издателя и семь разработчиков) нам удастся повлиять на их решение.

 

Игорь Альтшулер

Версия для печати