Международная выставка "Банк и офис  -  96", проходившая с 14 по 18 октября в выставочном комплексе на Красной Пресне, являла собой впечатляющее зрелище и по объему занимаемой площади, и по спектру представленных продуктов и услуг. Однако распределение последних по виду и типу было настолько неравномерным, что приводило к мысли о первостепенности решения проблем оборудования и охраны банковских помещений, оформления интерьеров в подобающем стиле и наполненности рабочих мест аксессуарами. Об этом же свидетельствовала и весьма бедная программа проводимых в рамках выставки лекций, информацию о которых с трудом удалось отыскать в дирекции.

 

Тем же, кто интересовался новыми решениями по автоматизации работы предприятий, стоило обратить внимание на экспозицию фирмы IBS. Часть ее была не только не традиционна для всем известной фирмы, но и несколько выбивалась из общего направления выставки. О ней и рассказал представителям прессы директор Дивизиона банковских и торговых систем IBS г-н Л. Забежинский.

 

Дивизион банковских и торговых систем IBS, сохраняя в качестве своего базового направления автоматизацию обслуживания частных лиц в банках, в 1994 г. решил расширить эту сферу, добавив к банкам магазины. Причем, если сначала магазин рассматривался как объект применения системы безналичного расчета, то впоследствии была предложена система автоматизации торгового комплекса, куда вошли модули автоматизации офиса торгового дома, складов, торговых залов и учет товарно-денежного движения и куда изначально была встроена система безналичных платежей. В конце прошлого года руководство Дивизиона банковских и торговых систем пришло к заключению о целесообразности дальнейшего расширения сферы автоматизации обслуживания частных лиц, в результате чего появились решения для бензоколонок, ресторанов и отелей.

 

Система автоматизации автозаправочной станции (АЗС) в решении IBS предусматривает не просто управление наливом топлива, но управление торгово-сервисным автозаправочным комплексом (АЗК), где одним из видов товара является бензин. Т. е. помимо использования АЗС по прямому назначению предполагается наличие на станции кафе, небольшого магазинчика, мойки для машин, а также предоставление ряда технических услуг. Такой подход, хорошо зарекомендовавший себя в зарубежной практике, позволяет не только комплексно автоматизировать все услуги на современной АЗС, но и обеспечить управление сетью АЗС. Система базируется на использовании POS-терминала IBM 4694, который сейчас проходит финальную стадию сертификации в Государственной межведомственной экспертной комиссии (ГМЭК). Этот POS работает с тремя иностранными контроллерами, которые, в свою очередь, могут работать с иностранными топливно-разливными колонками (ТРК), и одним отечественным контроллером, работающим с любой отечественной ТРК. Для управления торговлей и автоматизации всех циклов движения товара используется система IBS-Trade, объектами автоматизации выступают центральный офис, сеть АЗС и АЗК (до 100), сеть товарных складов и нефтебаз компании (до 100). Система использует различные виды расчетов: наличные, безналичные, смешанные платежи с использованием как карточек распространенных платежных систем  -  VISA, Europay/ MasterCard, STB-Card, Union Card, Золотая Корона и др., а также корпоративных карт, эмитируемых самой компанией, или карточек локальных платежных систем. Пилотные проекты уже реализованы на АЗС компаний "Лукойл-Москва", "British Petrolium" в Москве. В стадии внедрения  -  комплекс из 20 АЗС финской компании "Neste" в С.-Петербурге с единой системой товарного учета и единой системой отпуска топлива, с представлением происходящих операций в онлайновом режиме в центральном офисе. Решение IBS (в минимальной конфигурации) обойдется заказчику в 10 тыс. долл.

 

Еще одним нетрадиционным продуктом фирмы IBS является комплексная система автоматизации ресторанов, баров и клубов, использующая технологию touch screen и позволяющая гибко и оперативно управлять предприятием. В основе ее  -  русифицированная версия системы Squirrel западного партнера (американской фирмы Langistec, одного из мировых лидеров рынка автоматизации гостиниц, ресторанов, клубов). Система позволяет:

 

- автоматизировать обработку ресторанных заказов и передачу их на кухню;

 

- проводить расчеты с клиентами, в том числе и с использованием платежных карт;

 

- осуществлять общее руководство рестораном и контролировать деятельность персонала.

 

В решении IBS используется касса с сенсорным экраном POS IBM 4695, с которым работает официант и где объектом является стол с сидящими за ним посетителями. "Выбирая" на экране стол, официант вводит сделанный за этим столом заказ, который автоматически передается на кухню. По требованию официанта касса выдает чек, который может быть оплачен по безналичному расчету. В настоящее время кассовый аппарат POS IBM 4695 проходит сертификацию в ГМЭК, что связано с жесткими требованиями отечественных ГОСТов на кассовые аппараты. Пилотный проект системы находится в стадии внедрения в одном из столичных ресторанов.

 

Еще одна новинка фирмы IBS  -  банкомат ProCash 400 фирмы Siemens Nixdorf для внутренних помещений  -  была представлена директором IBS по новым проектам Александром Кругманом как новое слово в мировом банкоматостроении.

 

Сравнимый по цене с самыми дешевыми моделями банкоматов известной фирмы Olivette, ProCash400 обладает при этом качеством банкоматов фирмы IBM и старших моделей Siemens (например, модели 430). Банкомат четырехкассетный и работает как с передней, так и с задней закладкой денег. Являясь мультипротокольным, он одновременно поддерживает как протокол банкоматов фирмы Siemens, так и полнофункциональный протокол INDC+ и протокол Deball 912, причем в русифицированном исполнении. Немаловажной является бесшумность работы принтера при распечатке чеков и устройства набора денег.

 

Остается надеяться, что все, о чем шла речь выше, можно будет в скором времени встретить и в жизни. Ведь, как известно, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

 

Наталья Шестопалова

Версия для печати