ИСКУССТВО ПРЕЗЕНТАЦИЙ
Какими хочется видеть семинары для заказчиков, дилеров, журналистов и других уважаемых людей
Зачем уважающие себя производители и дистрибьюторы ежегодно, а то и чаще проводят крупномасштабные семинары? Вероятно, для того, чтобы обсудить накопившиеся за "отчетный период" вопросы и по возможности найти их решение. Это в теории. На практике же наболевшие вопросы обычно обсуждаются в кулуарах, а большая часть времени уходит на изложение организаторами семинара или приглашенными докладчиками собственных взглядов на развитие бизнеса и рассказы о своих успехах на мировых или региональных рынках. Для ответов же на вопросы и живого диалога отводится минимальное время, перед перерывом на кофе-брейк, обед или фуршет.
Мне рассказывали, что один известный в России экономист в течение нескольких часов удерживал внимание полутысячи слушателей за счет нехитрого на первый взгляд приема: пока его помощники устанавливали демонстрационное оборудование, он уточнял и сортировал десятки письменных вопросов, полученных из зала, и раскладывал их перед собой, формируя схему предстоящего доклада. Понятно, что сам доклад представлял собой один большой, логически связанный ответ на волнующие аудиторию вопросы.
Более чем за два десятка лет работы и в качестве разработчика, и в качестве журналиста я ничего подобного на компьютерных семинарах и даже на семинарах для прессы (формально называемых иногда пресс-конференциями) не видел.
Скажу больше: докладчики часто даже не снисходят до того, чтобы перед своим выступлением "прощупать" аудиторию, задав своим слушателям несколько "провокационных" вопросов и выяснив тем самым, что их интересует.
Понятно, что стесненному во времени докладчику удобнее подготовить презентацию и, быстро прокручивая на экране слайды, прочесть ее, невзирая на то, интересуют ли аудиторию излагаемые им вопросы или нет.
При этом слушателям, как правило, не выдаются печатные копии плохо видимых с задних рядов слайдов, а сами слайды очень часто представляют собой не ключевые рисунки и диаграммы, а текстовые шпаргалки, помогающие докладчику выдерживать намеченный им курс.
Где-то я слышал, что чтение технически сложного доклада "по бумажке" аналогично следующей ситуации. Представьте, что вас пригласили на прогулку, а когда вы в намеченное время пришли в условленное место, тот, кто пригласил вас, сел за руль спортивного автомобиля, а вам предложил бежать следом. Нечто подобное происходит и в том случае, когда выступающий использует многостраничную электронную шпаргалку, подготовленную, например, с помощью средств презентационного пакета PowerPoint, возможности которого становятся все более изощренными, а способность нормального человека усваивать информацию остается на более или менее постоянном уровне.
Гонка за лидером
Отсутствие печатных копий организаторы часто оправдывают тем, что докладчик прибыл в последний момент и возможности заранее размножить подготовленные им ключевые цифры и "картинки" не было.
Помилуйте, господа. Современные печатающие и копирующие устройства обладают небольшими габаритами и высокой производительностью. Что мешает привезти их на семинар и использовать для оперативной подготовки раздаваемых материалов? В целях снижения затрат на презентацию можно установить для докладчиков лимит на число показываемых "картинок", например, не более 10 слайдов в час, а слушателям порекомендовать приносить бумагу с собой, если они хотят не судорожно записывать сыплющиеся на них цифры и факты, а спокойно разобраться с ними, дабы правильно сформулировать свои вопросы.
Учитывая современные тенденции в использовании информационных технологий, еще лучше обязать докладчиков готовить тезисы своих выступлений в виде гипертекста для Web-сервера и раздавать слушателям кроме так называемых "твердых копий" магнитные диски с их записью. Но об этом пока можно только мечтать.
Разумеется, если аудиторию не интересуют излагаемые с трибуны мысли или если она "и так все знает", то никакие печатные материалы не помогут, и сидящим в зале останется лишь сожалеть о зря потраченном времени. Есть люди, которые плохо говорят, но хорошо пишут. Бывает наоборот. А есть и такие, которые ни за что не хотят делиться накопленными знаниями с кем бы то ни было. Поэтому главная задача организаторов семинаров - вытащить на трибуну не просто грамотных специалистов, а людей, которые хотят и могут изложить материал так, чтобы это было и интересно и полезно для слушателей.
Организаторам пресс-конференций следует помнить, что в большинстве изданий журналистам "для освещения мероприятия", вне зависимости от его масштаба, выделяется лишь несколько килобайт текста и не более одной-двух иллюстраций. Поэтому засыпать их не относящейся к событию информацией просто не имеет смысла. Гораздо целесообразнее разложить эту информацию по полочкам (разместить на Web-сервере или записать на дискете) и написать, где что лежит. Все необходимое они возьмут сами.
Владимир Митин
С автором статьи можно связаться по адресу: Mitin@pcweek.redline.ru.