Взгляд изнутри

 

Досадно, но узлы World-Wide Web иногда бывают похожи на белых слонов: на первый взгляд, они выглядят хорошо, но их обслуживание со временем обходится все дороже и дороже. Чтобы смириться с этой обузой, нужно, во-первых, принять решение о том, что она того стоит, и, во-вторых, иметь желание нести эту ношу.

 

Мы поняли это, хотя и не сразу, на примере узла PC Week Online. Аналогично многим узлам Web, узел еженедельника PC Week был введен в эксплуатацию в служебном помещении двумя энтузиастами и почти органически там прижился.

 

В тот момент это было хорошо. Узел Yahoo все еще работал в сети Стэнфордского университета; кроме него, в Web выходило только одно важное издание  -  Global Network Navigator фирмы O’Reilly & Associates. Поэтому "застолбить место" в качестве первого компьютерного издания, запустив узел Web, вполне имело смысл.

 

Однако сегодня Web начинает походить на Лас-Вегас. Чтобы вас заметили, нужно потратить намного больше денег, чем раньше, и многие "статистики" дважды подумают, прежде чем с ними расстаться. Оправдать перед ними затраты на содержание узла Web весьма сложно. Аналогично любой другой информационной технологии, Web в основном приносит выгоду в виде экономии, а не прямого дохода.

 

За последние несколько лет мы извлекли несколько уроков из собственного опыта и из разговоров с людьми, которые тоже длительное время успешно содержали узлы Web, и узнали несколько приемов, облегчающих работу.

 

Во-первых, поставьте перед собой четкую цель. При этом недостаточно выбрать общую цель типа "маркетинг продуктов" или "предоставление технической поддержки". Рассуждайте конкретно. На кого именно рассчитан данный узел Web? Какие задачи вы хотите упростить с его помощью?

 

Даже если вы не совсем добьетесь цели, ее наличие упростит многие другие задачи. Например, оправдать затраты на создание и обслуживание сервера Web можно, сравнив затраты на выполнение задачи с помощью Web и с помощью обычных средств. Другое преимущество четкой цели заключается в том, что она упрощает оценку новых инструментов для работы с Web, которые появляются как грибы после дождя. Ни у кого нет ресурсов для использования всех хороших инструментов, и если ни Java, ни Shockwave не приближают вас к цели, то нечего и тратить на них время.

 

Во-вторых, если цель оправдана, смиритесь с финансовыми затратами. Для обслуживания узла Web нужны люди, причем в их контрактах должно быть записано, что они обязаны обслуживать узел Web. Не скупитесь в этом вопросе. Web  -  это настоящее кладбище белых слонов, заваленное выцветшими костями узлов Web, покинутых после того, как энтузиазм их создателей перешел на что-то другое. Вам, скорее всего, нужно несколько человек, знающих, что к чему.

 

Некоторое время мы пытались свалить все на добровольцев. Я даже написал записку под названием "Крутой курс по написанию документов для Web", которая все еще где-то валяется на нашем узле Web, чтобы убедить других аналитиков из Тестового центра PC Week Labs написать что-нибудь для нашего сервера.

 

Эта стратегия потерпела крах. Если кто-то и написал какой-то HTML-документ, прочитав эту записку, мне об этом неизвестно.

 

Наконец, узел Web должен быть доступен старшему руководству компании. Один из эффективных путей  -  организовать автоматическую доставку комментариев пользователей узла руководству. Комментарии могут служить убедительным аргументом в пользу того, что репутация компании в Internet зависит от качества обслуживания узла Web.

 

Так же как и за белым слоном, за узлом Web нельзя ухаживать небрежно. Он требует времени и денег. Мудро расходуйте и то и другое.

 

Web  -  это настоящее кладбище белых слонов, заваленное выцветшими костями давно покинутых узлов Web

 

Имон Салливан