БИЗНЕС
Усиливается соперничество компьютерных фирм в регионах
Некогда закрытый, имеющий огромный научный и промышленный потенциал Нижний Новгород - третий по численности населения город России - уже давно находится под пристальным вниманием как отечественных, так и зарубежных компьютерных фирм. В связи с некоторым оживлением науки и промышленности велик и встречный интерес деловых и научных кругов города к новым информационным технологиям. Поэтому неудивительно внимание, проявленное к совместному визиту в этот город представителей фирм Hewlett-Packard, Novell и R-Style, состоявшемуся 22 - 23 мая. Интерес к нему проявило большинство региональных средств массовой информации, в том числе две программы местного телевидения. Поездка была организована Управлением развития и координации деятельности филиалов R-Style с традиционной для подобных акций целью: глубже познакомиться с местным компьютерным рынком, изучить его проблемы, укрепить связи со старыми партнерами и найти новых. Road Show продолжалось два дня и состояло из многочасового технического семинара и посещения наиболее перспективных заказчиков.
У холдинга R-Style - свыше 50 основных поставщиков.
Наверное, поэтому символом RoadShow стал этот
необычайно длинный зверь
За два с половиной года существования нижегородского филиала R-Style его клиентами стали свыше 3000 организаций разного размера, среди них такие гиганты, как Балахнинский целлюлозно-бумажный комбинат, Горьковский автомобильный завод, Департамент налоговой полиции, Областной фонд имущества и т. д. Наиболее крупный проект - автоматизация Департамента финансов Администрации Нижнего Новгорода. Он интересен тем, что его финансирование велось из средств Правительства США в рамках программы помощи российским городам "Муниципальные финансы", курируемой американской компанией RTI (Research Triangle Institute). Общая стоимость проекта, по которому среди прочего были поставлены оборудование HP и программное обеспечение Novell, оценивается в 1,1 млн. долл.
По мнению директора нижегородского филиала R-Style Александра Соколова, в городе почти не осталось перспективных с точки зрения компьютеризации фирм, которые в той или иной степени не охвачены его вниманием. Около 150 клиентов филиала относятся к категории средних и крупных заказчиков. Их сотрудники и собрались 22 мая в Доме актера на встречу с представителями компаний HP и Novell. Послушать "заморских" специалистов пришли представители властных, банковских, промышленных и научных кругов города и области. Гости познакомили их с историей своих фирм, стратегией работы на российском рынке, достижениями и планами. Слушатели получили толстые красочные проспекты с перечнями типовых решений и достоинств продуктов.
Александр Соколов (R-Style), Константин Чикин (Novell)
и Сергей Мелихов (HP) знакомят нижегородцев с
достижениями своих фирм
Следует отметить, что нижегородский филиал фирмы R-Style подобную широкомасштабную акцию провел впервые. В других филиалах R-Style выездные мероприятия с участием зарубежных партнеров проводятся не реже одного раза в год.
Несколько слов о самой фирме. Как известно, возглавляемая Вячеславом Рудниковым R-Style - одна из старейших (в феврале ей "стукнуло" 5 лет) и крупнейших (объявленный оборот 1995 г. - 136 млн. долл.) российских компьютерных компаний. Она представляет собой холдинг, в состав которого входят четыре фирмы: собственно R-Style (розничная торговля и системная интеграция), RSI (дистрибуция), R-Style Computers (производство компьютерной техники) и R-Style Software Lab (разработка прикладного ПО для банковских и промышленно-финансовых структур).
Компания имеет 6 филиалов. Нижегородский R-Style - самый старый из них. Он был образован в декабре 1992 г., как и остальные филиалы - "на пустом месте". Просто головной офис решил, что нижегородский регион важен для интересов компании и поэтому там должен быть ее филиал. Сказано - сделано. Что лучше: иметь в стратегически важном регионе филиал, представительство, совместное предприятие или надежного бизнес-партнера? Вопрос, конечно, интересный (кроме 6 филиалов, у R-Style есть еще 8 представительств, одно дочернее предприятие и свыше 300 бизнес-партнеров в 67 городах), но открытый. И каждый раз требует индивидуального подхода: представительство не ведет торговых операций; филиал полностью подконтролен, но несколько скован в инициативе, так как каждый вопрос должен согласовывать с центром; самый надежный, казалось бы, бизнес-партнер в любой момент может переметнуться к конкуренту (бизнес есть бизнес) и т. д. Одним словом, любая форма работы с регионом имеет свои достоинства и недостатки.
Например, с точки зрения заказчика гораздо надежнее иметь дело с филиалом солидной компании, чем с небольшой независимой фирмой, которая по самым разным причинам в любой момент может развалиться, обанкротиться или просто исчезнуть в неизвестном направлении. В то же время мелкие фирмы зачастую могут предложить более дешевое, хотя и менее качественное оборудование (чудес, как правило, не бывает).
К сожалению, отношение к качеству компьютеров в Нижнем Новгороде примерно такое же, каким оно было в столице несколько лет тому назад. По мнению директора Нижегородского филиала R-Style Александра Соколова, 90% розничных покупателей вычислительной техники интересуются только ценой компьютеров, не улавливая разницы между машинами известных фирм, качественными компьютерами, собранными в родном отечестве, и разнообразной "серой" продукцией.
Главный конкурент R-Style в Нижнем Новгороде - фирма ВИСТ, ведущая агрессивную рекламную политику и активно печатающаяся в единственном региональном компьютерном издании - 16-полосной "монохромной" газете "Компьютер полезный и приятный", издающейся с апреля 1994 г. Кстати, было приятно, что в майском номере за этот год КПП не обошла вниманием появление русского издания газеты Computer Reseller News - нового детища издательства "СК Пресс".
Интересно, что и компьютеры ВИСТ, и машины R-Style продаются в Нижнем Новгороде по московским ценам. Региональное соперничество R-Style (согласно опросу "Дейтора", фирма № 1 среди отечественных производителей аппаратного обеспечения - см. PC Week/RE, № 7/96, c.11) и ВИСТ (согласно тому же опросу, фирма № 2) проявляется даже в мелочах: так, например, если ВИСТ предоставила свои ПК для проведения IV Всероссийской студенческой олимпиады по компьютерной геометрии и графике (она проходила 21 - 24 мая в Нижнем Новгороде в рамках выставки "Кограф’96"), то R-Style учредила призы для ее победителей. Есть элемент соперничества и в поведении "эмиссаров" зарубежных гигантов: пока менеджер Novell Константин Чикин уверял собравшихся в Доме актера представителей деловых кругов в том, что NetWare идеально подходит для организации Web-серверов и корпоративных сетей, а Windows NT "отнимает хлеб" у кого угодно, но только не у продуктов Novell, менеджер Microsoft Илья Биллиг в Нижегородском государственном техническом университете (НГТУ находится в 10 минутах ходьбы от Дома актера) рассказывал о победной поступи и неоспоримых преимуществах Windows NT перед другими сетевыми операционными системами. Характерно, что представители этих уважаемых фирм не рвутся выступать перед корпоративными заказчиками одновременно. Последним же такие "петушиные бои" явно пришлись бы по душе. Про прессу и говорить нечего.
На семинаре Novell вопросы из зала не отличались особой глубиной (специалисты, как всегда, предпочли "выяснять отношения" в кулуарах) и сводились к требованию скорейшей локализации продуктов, на что докладчики мягко возражали, что едва ли есть смысл русифицировать сетевую ОС, объемы продаж которой в России относительно невелики. Потому и невелики, что она не локализована - возражали патриотически настроенные нижегородцы. Почему есть, например, немецкая версия NetWare 4.1, но нет русской? За державу обидно и т. д.
Представители HP, подробно рассказав нижегородским корпоративным заказчикам историю фирмы и перечислив все многочисленные направления ее деятельности, упирали на то, что трудно интегрировать оборудование и программное обеспечение, полученные от разных поставщиков, и напоминали, что HP предлагает передовые сетевые решения уже свыше 20 лет. Не говоря уже о другом оборудовании, спектр которого весьма широк. Зал согласно кивал головой. Чувствовалось, что в надежности и совместимости техники HP никто не сомневается.
На следующий день представители HP и Novell "пошли в народ" и посетили несколько крупных предприятий. Сторонники Билла Гейтса, посеяв в душах посетителей Кограф’96 интерес к продукции Microsoft, в это время были уже в Москве. Г-н Биллиг сильно расстроился, что очень мало нижегородских магазинов торгуют программным обеспечением (в Москве Windows 95 или MS Office можно приобрести буквально на каждом углу), но был польщен тем, что один из ученых мужей после его лекции в НГТУ воскликнул: "Только теперь я понял, что такое менеджер!" Ради одного этого стоило посетить древний русский город, с 1221 г. раскинувшийся на высоком берегу у впадения Оки в Волгу.
Владимир Митин
По мнению Александра Соколова, в Нижегородской области насчитывается около 50 крупных компьютерных фирм и около 3000 перспективных клиентов