Письма в редакцию

 

Уважаемая Редакция! С удовольствием читаю Вашу газету. Наконец, прочитал у Вас статью о пиратстве (PC Week/RE, № 16/96, с. 82). В ней серьезные вещи перемешаны с достаточно легкомысленными суждениями. Сама идея рассмотреть вопрос с разных точек зрения очень уместна, но что из этого вышло...

 

Вот "Ария разработчика ПО": "...разработчики привычно списывают на широкомасштабное пиратство свое неумение довести продукт до товарного вида и отсутствие маркетинговых навыков".

 

Это попытка свалить вину с больной головы на здоровую. Товарный вид, маркетинговые навыки  -  на все это деньги требуются, надо пригласить дизайнера, дать рекламу и т. д. А денег-то разработчики и не добирают. Представьте, что в России живут основатели известной канадской фирмы Sierra, придумавшие замечательные игры типа Quest. Да эта фирма вылетела бы с нашего рынка через 6 месяцев. Вы только послушайте нашего пользователя, где-нибудь на "Софтуле" увидевшего новую программу: "Программка хорошая, на "Митьке" купим".

 

Найдите хотя бы одну чисто программистскую фирму в России. "1С"  -  так они не только своим продуктом торгуют, у них огромная сеть, по которой они все ходовое продвигают. "Арсеналъ"  -  дочерняя фирма "АйТи" и т. д. и т. п. Я не говорю о фирмах, которые "присосались" к госструктурам и о настоящем рынке знают из газет. Пиратские копии программы или есть на рынке, или их нет. Ни один пират не вложит ни доллара в сырой или плохой диск. Пиратское копирование само по себе  -  своего рода признание продукта.

 

"Ария продавца ПО": "... В Германии таможня оперативно запрашивает правообладателя о том, давал ли он разрешение на вывоз компакт-дисков, магнитных лент или видеокассет, авторское право на которые ему принадлежит. У нас же найти правообладателя  -  целая проблема. Потому действительную борьбу с потоком "нелегальщины" организовать крайне сложно".

 

Да разве в этом причина? Пойдите на Митинский рынок. Там любой мальчишка покажет вам пиратский диск. Признаки у них специфические  -  от плохой печати до грамматических ошибок. Пираты обязательно печатают название фирмы-производителя. Иначе на чем паразитировать? И эти диски пересекают границу. Проблема в другом  -  что дальше? Ведь надо отнимать товар, уничтожать и судить. Случаи привлечения к ответственности можно пересчитать по пальцам. Лично мне известен один в С.-Петербурге (но судебного решения там, по-моему, не было) и один  -  в Москве ("1С" против Nairi).

 

Как раз об этом хорошо сказано в "Арии адвоката". И ситуация, которая там описана,  -  это просто кошмар российской программистской промышленности (если она существует еще). И именно ее надо анализировать и сдвигать с мертвой точки. В одной из своих статей Б. Гейтс написал, что для процветания software industry самой необходимой вещью явилась защита государством (США) авторских прав разработчиков.

 

И вот "Финал": "... Само наличие пиратов на рынке программных продуктов говорит о том, что "не все ладно в датском королевстве": то ли перекос в ценах, то ли плохо поставлен сервис. Продукт, точно попавший в нишу, вышедший вовремя, поставляемый по разумной цене, поддержанный системой обучения, обновления сервиса, имеет все шансы на коммерческий успех на легальном рынке. ... Страх  -  слабый сдерживающий фактор. Гораздо эффективнее создать условия, ставящие пиратство в невыгодное положение как в экономическом, так и в моральном плане".

 

Ну вот, опять тень на плетень: "Не все ладно ..." Какие-то намеки на сервис... Секрет пиратского бизнеса на самом деле ни для кого не секрет. Может, только для журналистов? Пиратский бизнес базируется только на ценах! Пираты не вкладывают ни копейки в разработку и поэтому выходят на рынок с демпинговыми ценами. Их вложение  -  стоимость тиражирования. Их маркетинг  -  все продукты по одной цене: 20000  -  30000 руб. Вкладывая в разработку некоторую сумму (даже в России труд хорошего программиста оценивается в 700-1000 долл. в месяц), вы всегда окажетесь в проигрыше по сравнению с "бизнесменом", снявшим сливки с вашего труда.

 

Еще великий Г. Форд говаривал: "Демпинговые цены освежают рынок". Вот нас здесь и освежают. Постоянно. Конечно, это происходит не во всех секторах рынка. Но в секторе "продукт для широкой публики" это так. И все ваши усилия по рекламе продукта будут работать на пирата. Не слишком ли большая дырка в системе? Поэтому большая часть российских программистов уже трудится на Западе, и оставшиеся команды делают игрушки "на Запад", а в компьютерных журналах ("Компьютерра", например) удивляются: почему же они не хотят ничего для России делать?

 

Аналогии? Пожалуйста. Вы делаете автомобили, у вас их крадут с заводского двора и продают вдвое - втрое дешевле себестоимости. И при этом в газетах пишут: ""Не все ладно в датском королевстве": то ли перекос в ценах, то ли плохо поставлен сервис?" Может, "полиция-милиция" не работает?

 

В компьютерной прессе мелькают сообщения типа: "Два программиста из Калифорнии разработали специальный редактор для сценаристов, за 3 месяца продали 4000 копий и заработали NNN NNN долларов". Такие сюжеты невозможны сегодня в России. Причин две: не работают законы, защищающие авторское право, и низка покупательная способность населения. Если бы не было пиратов, положение программистских фирм было бы гораздо стабильнее и их было бы больше. И они давали бы больше рекламы в компьютерных журналах и газетах.

 

С уважением vice-president OK!Software Inc., USA, докт. физ.-мат. наук С. Осипов

 

ВМЕСТО КОММЕНТАРИЯ

 

Мнится нам, что рассуждения г-на Осипова не противоречат, как ему кажется, а подтверждают некоторые положения нашей "Сюиты".

 

Право же, все здравомыслящие родители воспитывают своих детей с учетом заповеди "не укради", однако проблемы с воровством по сей день во всех странах остаются. И с этой точки зрения неважно, что является предметом кражи  -  автомобиль или программа. В любом случае неприятно, если украли у тебя.

 

Конечно, хорошо, когда в государстве четко выполняются законы, полиция оперативно отлавливает преступников, а программисты получают большую зарплату  -  "лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным". Но мы живем в другой стране, в других условиях и боремся с пиратами. Счет пока не в нашу пользу, и время процветающих чисто программистских фирм еще не пришло. Наверное, поэтому автор письма предпочитает работать в американской (по формальным признакам) фирме и несколько отстраненно возмущаться здешними безобразиями. Другие, как, например, фирмы "1С" и "Арсеналъ", идут иным, на наш взгляд, более конструктивным путем. Но разговор на этом не кончается. Ждем новых писем.

 

Елена Монахова, Игорь Альтшулер

Версия для печати