Прошло 120 лет с тех пор, как в 1876 году Александр Белл изобрел первый телефон, и за все это время не появилось ни одной технологии, которая сколько-нибудь серьезно поколебала бы монополизм телефонных компаний, объединяющих человечество посредством коммутируемых аналоговых телефонных линий и телефонных аппаратов, стоящих на столе у каждого делового и просто современного человека. "Беда" подкралась незаметно: системы компьютерной телефонии (CTI  -  Computer Telephony Integration) неожиданно вышли за пределы своей достаточно узкой ниши голосовой почты и всевозможных экзерсисов с передачей и воспроизведением живого человеческого голоса с помощью специализированных компьютерных плат, заявив о своем намерении совместить технологии CTI с беспредельными просторами связи, которые раскрывает человечеству глобальная сеть Internet.

 

Почему это явление следует рассматривать как угрозу традиционному бизнесу телефонных компаний? Потому что стоимость междугородных звонков оказывается сравнимой со стоимостью услуг местного провайдера сети Internet, т. е. она значительно ниже, чем в условиях традиционного телефонного сервиса.

 

Насколько это реально?

 

Настолько, что, во-первых, стало предметом экспозиции на выставке "Связь-Экспокомм",

 

где на стенде фирмы CompTek (штаб-квартира в Москве) демонстрировались соответствующие средства. Во-вторых, за рубежом разгорелись горячие дискуссии на тему: не пора ли запретить компаниям, специализирующимся на продуктах CTI, использовать их для передачи голоса по Internet? Как принято у добропорядочных американцев, проблемы высоких технологий решаются также на высоком уровне, в частности в Федеральной комиссии по связи (FCC), но пока они находятся на стадии обсуждения и размежевания сторонников противоположных подходов. Но это проблемы "их" телефонии, нашей же, в силу степени доступности (или недоступности) Internet в каждом доме, а также общей телефонизации регионов России, они пока не грозят. С другой стороны, может быть, именно у нас откроются перспективы для преимущественного развития именно этого подхода? Хотя бы потому, что приобрести компьютер, голосовую плату и подключиться к Internet сегодня вполне реально для среднестатистического гражданина России, а получить обычный телефонный номер в ближайшем пригороде Москвы  -  это, как говорится, задачка не для ленивых.

 

Итак, насколько реальна новая технология для России? "Конечно, повсеместное внедрение таких систем  -  это дело будущего,  -  пояснил Алексей Амилющенко, технический эксперт фирмы CompTek,  -  но будущего, которое уже существует и наступает неотвратимо". Во всем мире постоянно увеличивается число центров телефонных вызовов на базе компьютерных голосовых плат, Internet стал "у них" атрибутом повседневной жизни, можно сказать, деталью быта; у нас также постоянно растет число хост-компьютеров Internet-сетей. Поэтому взаимное влияние и конвергенция систем CTI и Internet представляется вполне логичной.

 

В ходе знакомства с этими средствами в офисе CompTek (использовалась голосовая плата фирмы Dialogic и модемное подключение к Internet на скорости 28,8 Кбит/с) удалось поговорить с самыми разными людьми из разных уголков земного шара: с отставным летчиком из шт. Мичиган, бизнесменом из Южной Африки и австралийским школьником (он написал в окошке диалога, что не может говорить, потому что находится на уроке. Видимо, украдкой от учителя развлекается компьютерной телефонией на своем личном ноутбуке).

 

У нас владельцев таких систем пока немного, школьников среди них не оказалось, но зато обнаружилось, что деловые люди России активно интересуются технологическими новинками и используют их в своей деятельности. Так, в ходе спонтанно возникшего интервью по Internet Илья Пекшев, системный администратор банка "Восток-Запад", рассказал, что его банк постоянно пользуется передачей голоса по Internet. "Уже после 15 - 20 минут телефонных переговоров использование этих средств становится экономически выгодным",  -  считает он.

 

Как это работает

 

Сейчас на рынке представлен целый спектр программного обеспечения, предназначенного для организации передачи голосовых сообщений по Internet, например: FreeTel фирмы FreeTel Communications, Internet Phone (VocalTec), Web Phone (NetSpeak), Digiphone (Third Planet Publishing), WebTalk (Quarterdeck), Cool Talk (Netscape), Speak Freely.

 

Самый простой способ взаимодействия по Internet реализован, в частности, в ПО FreeTel (оно использовалось во время интервью). Для его функционирования достаточно иметь ПК со звуковой платой и онлайновый доступ в Internet. Телефонный разговор возможен лишь тогда, когда ПК обоих абонентов включены и на них запущены одинаковые копии ПО FreeTel , т. е. оба ПК одновременно подключены к серверу FreeTel. Это ПО распространяется бесплатно.

 

ПО FreeTel поддерживает речевой диалог и позволяет обмениватся

текстовыми сообщениями

ПО Cool Talk корпорации Netscape позволяет вызывать абонента не только через адресную книгу на сервере, но и по его IP-адресу. Благодаря возможностям встроенного графического редактора собеседнику можно передать несложное изображение.

 

Средства Cool Talk позволяют передавать не только

голос и текст, но и обмениватся изображениями

Более развитые средства предлагаются фирмой Dialogic. Для их применения вместо звуковой платы в ПК должна быть установлена голосовая плата этой фирмы, тогда для разговора по Internet достаточно лишь телефонного аппарата. Если применять многоканальные голосовые платы, позволяющие создать на их базе центры обработки вызовов, каждый из которых имеет свой выход в Internet, то получим структуру, аналогичную современной междугородной телефонной сети. При этом, в отличие от традиционной телефонии, голосовые платы сами идентифицируют звонящего абонента, задают необходимые вопросы, передают звонки в следующий центр обработки вызовов, а также просят вызывающего абонента оставить сообщение, чтобы отправить его позже в случае, если вызываемый абонент не отвечает либо занят.

 

Телефон фирмы CompTek: (095) 135-4193.

 

Елена Покатаева

 

Умрут ли телефонные компании?

 

Телефонные компании паникуют совершенно напрасно, ведь помимо предоставления услуг соединения абонентов они еще владеют телефонными каналами. Может исчезнуть необходимость в каких-либо услугах, но каналы не способны самоустраниться, они трансформируются в какую-либо новую транспортную среду

 

Как можно совместить CNI с Internet?

 

Применение голосовых плат на компьютерах, имеющих выход в Internet по обычным аналоговым телефонным линиям, не единственный способ передачи голоса по Internet. Существует модификация протокола Ethernet, называемая изохронный Ethernet, которая о отличие от традиционной технологии Ethernet, гарантирующей лишь доставку пакета данных, обеспечивает и допустимое время задержки пакета. В результате становится возможной реализация одновременной передачи голоса и данных в технологии Ethernet за счет синхронизации работы сетевых плат. Голосовой трафик можно передавать и по Ethernet-радиоканалам, что дешевле, чем использовать радиоустройства с синхронной передачей

Версия для печати