Колонка редактора

 

Выставка "Связь-Экспокомм’96" добавила еще одно годичное кольцо в структуру ствола мощного дерева телекоммуникационной индустрии России, подведя итоги очередного витка развития. Практически все специалисты, из числа тех, кто уже не первый раз участвовал в этом традиционном форуме отечественной связи и телекоммуникаций и с которыми удалось поговорить на выставке, были единодушны во мнении: нынешняя выставка отразила уже не количественный, а качественный рост данного сегмента рынка в России. "Эта выставка не оказалась кладезем принципиально новых технологий и продуктов,  -  отметил Андрей Колесников, генеральный директор фирмы "МиниКом" (Москва), занимающейся разработкой и производством отечественных телефонных станций на элементной базе Siemens.  -  Однако она отчетливо показала, что сегодня главным вопросом повестки дня телекоммуникационной индустрии является переход от декларирования (иными словами, обещания) доступности современных телекоммуникационных услуг к непосредственному их предоставлению".

 

В первую очередь следует отметить качественные изменения в отечественных ISDN-коммуникациях. Операторы связи по каналам ISDN (в первую очередь это касается Comstar) выросли настолько, что уже можно создавать корпоративные виртуальные сети ISDN на базе существующей инфраструктуры, т. е. не прокладывать кабель, а взять у оператора в аренду канал с повременной оплатой. Причем, это может быть не только двухточечное соединение, но и виртуальный канал, соединяющий, например, две ЛВС. (Следует, очевидно, оговориться, что описанная ситуация характерна все же для столицы, а не повсеместно. Но с точки зрения отражения тенденций развития отечественной индустрии ситуация видится именно такой.) Сегодня, как утверждает г-н Колесников, стоимость подключения к линии ISDN не намного превышает стоимость обычного аналогового телефонного номера в центре Москвы.

 

В ISDN-сети пришел Internet, в результате абонент ISDN автоматически может стать абонентом Internet. Таким образом, можно говорить о формировании общедоступной сети ISDN и появлении действительно полноценного корпоративного рынка телекоммуникационных услуг.

 

Кроме того, во всем мире наблюдается тенденция снижения тарифов на услуги и оборудование ISDN, перемещая ISDN из сферы дорогих высокотехнологичных корпоративных решений "ближе к народу". Связистам вторят производители ISDN-оборудования, решительно взявшиеся за решение проблемы "последней мили", т. е. непосредственного подключения абонентской аппаратуры пользователя к линии ISDN, и приступившие к производству недорогого оборудования, например, ISDN-модемов.

 

Однако ISDN пока только поворачивается (медленно и степенно) лицом к рядовому абоненту, а ее "место под солнцем" рядом с конечным пользователем уже пытается занять новая технология передачи голоса по Internet, возникшая в результате развития систем компьютерной телефонии. (Соответствующие продукты получили название Web-телефонов.) Здесь все, как и у линий ISDN, подключенных к Internet, за исключением цены  -  она гораздо ниже. Однако, если в случае ISDN мы говорим уже о наличии инфраструктуры, то Web-телефоны  -  это пока что приятные, безусловно увлекательные и, судя по всему, перспективные, но все же игрушки для взрослых серьезных людей. В том, что проблемы качества звука и задержек при передаче голоса по Web-телефону  -  чисто технологические и будут разрешены усилиями разработчиков, вряд ли стоит сомневаться. А вдруг к этому времени услуги ISDN станут дешевле Internet?

 

Итак, сражение за конечного пользователя развернулось по всем телекоммуникационным фронтам. В этой ситуации он (конечный пользователь) должен, очевидно, ощущать себя в роли принцессы из сказки, благосклонности которой добиваются славные рыцари из разных стран, соревнуясь в храбрости, ловкости, умении слагать стихи, проникновенно исполнять баллады и т. д. Иными словами, состязаясь в количестве и качестве предоставляемых услуг, телекоммуникационные фирмы стремятся завоевать сердца конечных пользователей. О различных аспектах таких усилий рассказывают в этом номере материалы с выставки "Связь-Экспокомм".

 

Елена Покатаева

 

Как развиваются ISDN-коммуникации "у них"?

 

По мнению экспертов московского представительства Comstar Telecommunications, сегодня скорость развития сетей ISDN в западных странах сравнима со скоростью развития мобильной связи. Консалтинговая компания A&R прогнозирует, что в течение последующих двух лет в Европе ожидается увеличение числа абонентов мобильной связи на 67%, а пользователей ISDN  -  на 65%, что составит приблизительно 1,7 млн. "ISDN становится чем-то вроде сотового телефона: иметь его дорого, но престижно",  -  утверждается в статье, помещенной в апрельском номере журнала Comstar Telecommunications News. Да и везде ли дорого? Например в Германии, как рассказывается в этой же статье, насчитывается около 320 тыс. пользователей ISDN, а подключение к ней обходится в несколько раз дешевле, чем к обычной телефонной линии в Москве.

Версия для печати