СОБЫТИЯ

      Семинар PIE Systems в Ялте

       

Если спросить в каком-нибудь украинском банке, какое событие начала сентября нынешнего года запомнилось более всего, ответ будет  -  денежная реформа и очередной семинар PIE Systems International в Ялте. Этот традиционный ежегодный семинар, посвященный современным информационным технологиям в комплексном решении бизнес-задач, проходит уже в пятый раз.

 

Калифорнийская фирма PIE Systems International работает на рынке СНГ практически с момента его появления. Хотя на рынки России и Украины фирма пришла практически одновременно, на Украине она известна гораздо больше, чем у нас. В России PIE Systems знают как поставщика технологий для электронной почты. Украинским фирмам и государственным организациям фирма известна как системный интегратор, разработчик и поставщик комплексных программных решений в области автоматизации. Среди ее клиентов Национальный банк Украины, Укртелеком, ведущие фирмы, работающие в области телекоммуникаций, многие коммерческие банки.

 

В СНГ PIE Systems сотрудничает также с Белоруссией и Казахстаном. За пределами бывшего Союза фирма имеет крупных клиентов в США, Бразилии, Португалии.

 

За четыре дня семинара слушатели познакомились с новыми разработками, которые PIE Systems предлагает на рынке СНГ. Пожалуй, самым интересным был доклад о PIE-технологии, который сделал основатель и президент фирмы Юрий Страшной. PIE-технологии  -  это совокупность инструментальных средств, предназначенных для решения различных классов задач в области офисных и финансовых приложений. Новый инструментарий должен способствовать продлению жизненного цикла создаваемых на его базе систем, а следовательно, защите инвестиций клиентов в их создание.

 

Основная идея PIE-технологии  -  переход от объектно-ориентированной к компонентно-ориентированной модели.

 

Объектно-ориентированное приложение представляет собой статическую систему: связи между модулями приложения устанавливаются при компиляции приложения, невозможно распределенное хранение и исполнение этих модулей, изменить один класс, не затронув других, нельзя. Компоненты же, понимаемые как расширение понятия "класс", могут быть установлены в системе по отдельности, в разное время. Связи между ними устанавливаются динамически. Для этого служит менеджер объектов, который и транслирует связи между компонентами приложения в процессе их исполнения в зависимости от контекста. Идеология компонентно-ориентированной модели напоминает ту, которая заложена в стандарт CORBA, однако, как утверждает Ю. Страшной, появилась раньше и продвинулась дальше этого стандарта. Вот ее главные черты:

 

- объектно-ориентированная среда, управляемая событиями и поддерживающая триггерно-ссылочную модель;

 

- распределенная обработка информации, использующая в качестве транспортного уровня протокол TCP/IP;

 

- потоковая схема обработки данных ;

 

- возможность создания пользовательских типов данных и их обработки в соответствии со спецификой типа (например, в банковской системе может быть определен тип данных "платежное поручение");

 

- элементы CASE-технологии.

 

В архитектуре систем, построенных по PIE-технологии, разработчики выделяют следующие важнейшие элементы:

 

- менеджер классов PIECore;

 

- общесистемный справочник ObjectDirectory;

 

- средство хранения объектов ObjectStore + объектная СУБД, реализованная как "надстройка" над любой промышленной реляционной СУБД, которая поддерживает ANSI SQL.

 

Принципиально важно, что любые системные вызовы в PIE-технологии осуществляются только через сообщения. Сообщение  -  тоже объект, описание которого хранится в общесистемном справочнике, а экземпляры  -  в ObjectStore. Общесистемный справочник описывает все объекты на компьютере, на котором он находится, и частично  -  объекты на других компьютерах в сети. Сообщения маршрутизируются между серверами системы в соответствии с контекстом, т. е. в зависимости от значений отдельных полей объекта-сообщения, триггеров, состояния серверов и т. п. При этом сервер является не физическим, а логическим понятием: это некий модуль-обработчик, имеющий собственную логику взаимодействия с объектами. Серверы могут быть системными (обслуживающими внутренние "механизмы" информационной системы) и прикладными (реализующими ее бизнес-логику).

 

Таким способом реализуется трехуровневая модель "клиент-сервер", в которой обращение клиента к базе данных происходит опосредованно, через тот или иной сервер приложения. Благодаря этому становится возможным абстрагирование данных и механизмов доступа к ним от бизнес-логики и логики, отвечающей за пользовательский интерфейс приложения.

 

Таким образом, PIE-технология  -  это трехуровневая динамическая объектно-ориентированная компонентная система разработки приложений. Для чего понадобилось создание такой системы? Прежде всего для того, чтобы как можно дальше уйти при создании приложений от низкоуровневого программирования. В идеале, по мнению Ю. Страшного, приложение должен создавать не программист, а администратор прикладной системы, т. е. квалифицированный пользователь, хорошо понимающий бизнес-логику приложения  -  то, что ему, собственно, от информационной системы надо. Его следует избавить от необходимости изучать языки программирования, вникать в архитектуру компьютера, процессы ввода-вывода, интерфейсы прикладных программ и т. п. Систему следует "собирать", заполняя несложные таблицы, описывающие объекты системы и связи между ними.

 

Итак, PIE-Systems имеет эффективный инструментарий, которым умело пользуется. На семинаре был представлен ряд крупномасштабных разработок, выполненных с помощью PIE-технологии: система электронной почты PIE-Net Multicom X.400, финансовая информационная система FS-PIE, поддерживающая проведение платежей с использованием как электронной почты Национального банка Украины, так и других расчетных палат, биллинговая система BS-PIE, предназначенная для автоматизации выставления счетов за услуги организаций массового обслуживания, интегрированная система управления документооборотом DMS-PIE, включающая в себя подсистемы электронного ввода документов с распознаванием текста, архивирования и оперативного хранения/обработки документов.

 

Для российских потребителей наиболее интересны, пожалуй, две последние, так как на нашем рынке системы подобного класса пока еще редкость. Особого упоминания заслуживает биллинговая система BS-PIE, которая решает важнейшую проблему массового обслуживания: как обеспечить поступление средств за оказанные услуги. В процессе опытной эксплуатации этой системы в Черниговском областном предприятии Укртелекома выяснилось, что информационная система способствует существенному сокращению дебиторской задолженности клиентов.

 

Александр Евтюшкин

 

К Александру Евтюшкину, главному редактору журнала "Банковские технологии", можно обратиться по адресу: ave@bizcom.dol.ru.

Версия для печати