Бизнес
IBS предлагает по-новому взглянуть на системную интеграцию
Пресс-конференция компании IBS под названием "IBS осенью 96-го года: итоги, планы, перспективы", состоявшаяся 25 сентября, никаким итогам вообще-то посвящена не была. Президент фирмы Анатолий Карачинский объяснил это так: "Мы - частная фирма, а не акционерное общество открытого типа. Поэтому все цифры по объему продаж и обороту - наше частное дело". Отметив в кулуарах, что руководство IBS в целом удовлетворено завершающимся годом, несмотря на общегосударственные трудности, связанные с выборами Президента РФ, ни в какие подробности он углубляться не стал. Из слов г-на Карачинского следовало, что в долгосрочной перспективе его компания, в общем, не отрицает возможности перехода в АО открытого типа, однако никогда не станет холдингом, поскольку идеология построения последнего в принципе чужда IBS - ей больше свойственна философия группы компаний (дивизионы IBS имеют финансовую самостоятельность), деятельность которых объединена некоторыми общими целями, а не философия холдинга, характеризующаяся инвестиционной политикой с последующим контролем за эффективностью вложений.
Не исключено, что в качестве некоторого итога можно рассматривать новое осмысление Анатолием Карачинским понятия "системная интеграция", в сторону которой неуклонно продолжает свое движение IBS. Очередной раз выступив в роли генератора терминов, президент IBS предложил свою классификацию компаний-интеграторов, разбив их на четыре категории: системные дистрибьюторы, поставщики решений (solution providers), VAR’ы (реселлеры, добавляющие некоторые услуги к продаваемой ими продукции) и поставщики глобальных решений. Поясню, что стоит за каждым определением.
К системным дистрибьюторам г-н Карачинский отнес тех, кто обслуживает клиентов, знающих, что они хотят получить, т. е. самостоятельно выбравших оборудование и ПО и теперь закупающих этот набор (по возможности у одного поставщика). Такие отношения не рассчитаны на долговременное взаимодействие. К категории поставщиков решений были отнесены фирмы, специализирующиеся, например, на установке сетей на базе оборудования 3Com, HP или какого-либо другого производителя. В группу фирм, умеющих "добавлять стоимость", попали почему-то разработчики типовых решений (в качестве примера была приведена фирма "АйТи" со своим продуктом для автоматизации деятельности промышленных предприятий "БОСС"). Характерная черта этой группы - решение одной конкретной задачи. И, наконец, не имеющая краткого названия категория фирм, способных решать проблемы крупных заказчиков в глобальном смысле (условно назову их "глобалисты"), осуществляющих и консалтинг, и разработку, и внедрение, и сопровождение.
По оценкам президента IBS, на долю первых двух категорий приходится примерно 90% российского рынка интеграторов, в то время как третья группа существенно более малочисленна, а в четвертой и вовсе просторно - IBS едва ли не единолично обосновалась в ней.
При общей стройности предложенной классификации закрадывается некоторое сомнение: а не придумана ли сия концепция с той лишь целью, чтобы подчеркнуть собственную элитарность, уникальность решений, предлагаемых "глобалисткой" IBS? По словам г-на Карачинского, фирмы, имеющие шанс попасть в когорту избранных (т. е. удовлетворяющих требованиям четвертого столбца диаграммы), можно пересчитать по пальцам одной руки. Реально же кроме IBS он смог еще отнести к этой категории только близкую по духу компанию LVS.
(Все же не будем забывать, что при всей уникальности IBS, комплексно решающей проблемы заказчика, существует и уже неоднократно успешно применялся на нашем рынке другой вариант комплексного решения - совместная работа нескольких фирм над проблемой крупного заказчика, когда одна из компаний выполняет роль генерального подрядчика, несущего конечную ответственность, а другие выступают в роли субподрядчиков.)
Проекты
Президент IBS не раз заявлял, что системный интегратор силен своими проектами. В подтверждение этого на встрече с журналистами были представлены два - "не самых крупных, но достаточно уникальных" проекта: "Ларис" (очередной этап автоматизации ведения земельного кадастра) и проект по созданию комплексной информационной системы для НИИ нейрохирургии им. Бурденко. Объединяющая их черта - победа в тендерах, проводимых на деньги зарубежных банков.
После того как в 1993 г. нашим правительством были установлены принципы регулирования земельных отношений в стране, Комитет РФ по земельным ресурсам и землеустройству совместно с РосНИЦ "Земля" взялся за построение системы автоматизации ведения земельного кадастра. Предусматривалось создание федерального центра, более 80 центров субъектов федерации и 2500 районных кадастровых бюро. Разговор в первую очередь шел о техническом оснащении системы, для чего был объявлен первый тендер - на поставку компьютерного оборудования. Как мы помним, его выиграла IBS вместе со своим партнером, фирмой Dell. В нем IBS выступила в роли системного дистрибьютора, автоматизировав 500 районных кадастровых бюро (т. е. 20% от запланированного), а затем проект вследствие ряда юридических и финансовых осложнений перешел в фазу стагнации.
Новый импульс эти работы получили в текущем году после принятия в июне подписанной Виктором Черномырдиным федеральной программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра". Частью ее стал проект "Ларис", в рамках которого Мировым банком был объявлен тендер на комплексную автоматизацию ведения земельного кадастра РФ и выделено на него 80 млн. долл. На долю IBS из этой суммы выпадает не так много - 2,2 млн. долл., выделенных на создание пилотной системы по автоматизации первых 22 районных кадастровых бюро (всего же на деньги Мирового банка их должно быть автоматизировано 500 - 600). Но сами работы, по словам представителей IBS, довольно сложны - конкретных спецификаций нет, и требуется предложить решение, оптимальное как в технологическом, так и в ценовом смысле, для задачи с нечеткой формулировкой. В целом отличие нынешнего этапа кадастровых работ от предыдущего заключается в том, что необходимо "влезать" в суть проблемы и разрабатывать тиражируемые прикладные системы для местных земельных комитетов с простыми и удобными интерфейсами (этим занимается Дивизион программных решений IBS), не ограничиваясь лишь поставками техники.
В полнофункциональных комплексах для ведения кадастра и регистрации прав собственности используются следующие базовые средства: Windows NT, Windows 95, СУБД Oracle (Workgroup 2000, Developer 2000), MapInfo Professional. Часть работ уже завершена, в промышленную эксплуатацию проект должен быть сдан в конце года.
Второй проект - создание комплексной информационной системы в НИИ нейрохирургии им. Бурденко - финансируется с 1994 г. "ЭксимБанком" (США), выделившим около 70 млн. долл. на оснащение этого уникального института современной техникой и технологией. Беспрецедентность проекта в том, что впервые в России создается информационная система, поддерживающая лечебный процесс (до этого существовали только системы автоматизации бухгалтерской деятельности медицинских учреждений). Работы, проводимые в этом институте фирмой IBS в рамках выигранного тендера на создание комплексной информационной системы, настолько объемны и интересны, что достойны отдельного рассказа, который мы постараемся поместить в одном из ближайших номеров нашего еженедельника.
Телефон фирмы IBS: (095) 482-4311.
Елена Монахова
Типы компаний-интегратров