Третья мировая война за Web  -  это доброе дело?

 

МЕТОД БЕРСТА

 

Netscape и Microsoft начали войну стандартов. "Потерпевшими, как всегда, окажутся пользователи",  -  скажут комментаторы. На этот раз, однако, пользователи могли бы крупно выиграть+ и исход здесь всецело зависит от читателей PC Week.

 

Сражение происходит в World Wide Web Consortium (W3C), где технический комитет готовит следующую версию спецификации HTML. Microsoft, пользующаяся дурной славой за склонность к игнорированию стандартов в пользу собственных протоколов, теперь осуждает за ту же тактику Netscape. (Интересно, какая роль досталась Microsoft в этом споре хрена и редьки о том, кто из них слаще?)

 

Я не буду тратить время на детали. Я хочу обсудить, каким образом можно извлечь пользу из этого спора. Большинство людей полагает, что стандарты должны устанавливаться одним из двух взаимоисключающих способов. На этот раз, однако, у нас есть шанс применить смешанный метод и взять лучшее от обоих.

 

Один подход состоит в том, чтобы отдать стандарты специальному комитету. Это гарантирует создание действительно открытого, действительно универсального стандарта. К несчастью, неизбежные перебранки замедляют достижение результатов. Конфликты обычно разрешаются посредством компромиссов, что приводит к стандартам, построенным по принципу "наименьшего общего знаменателя". (Самый свежий пример: упрощенный протокол доступа к каталогам LDAP.)

 

Другой подход состоит в том, чтобы оставить решение рынку. Этот метод позволяет быстрее довести дело до конца, потому что производители стараются обогнать друг друга и первыми выйти на рынок. Он иногда  -  хотя и не всегда  -  приводит к появлению лучших продуктов благодаря тому, что выживают лишь наиболее приспособленные.

 

Однако в ряде случаев выживших определяет случай. Допустим, вы  -  счастливый маленький динозавр, который миллионы лет царил на земле и вдруг  -  бум!  -  комета падает с неба, изменяя все вокруг так, что уступающие вам млекопитающие могут одержать верх. Аналогичным образом судьба иногда губит превосходные компьютерные продукты, и власть достается продуктам всего лишь удовлетворительным. (Мне послышалось или кто-то сказал "DOS"?)

 

У рынка есть еще несколько недостатков. Во-первых, производители, победившие в войне стандартов, почти всегда стараются привязать клиентов к себе. Во-вторых, рынок никогда не приводит к универсальной совместимости. Всегда остаются и держатся до последнего изолированные очаги сопротивления (вроде этих нудных пользователей Mac в вашем художественном отделе). В-третьих, жертвами затяжных войн стандартов часто оказываются пользователи. Если мы позволим Web выродиться в неразбериху вроде войны видеостандартов Betamax и VHS, мы утратим самое замечательное достижение этой революции  -  идею о том, чтобы любой пользователь в любом месте мог прочитать любой документ с помощью любого компьютера.

 

А что, если бы мы смогли соединить лучшие элементы обоих миров  -  быструю эволюцию рынка и открытые, универсальные стандарты комитетов? Именно такая возможность у нас есть сегодня. Сначала мы даем Microsoft и Netscape измотать друг друга в борьбе за развитие HTML. Затем мы позволяем W3C взять лучшее у обеих компаний и создать открытую спецификацию. Наконец  -  и это самое главное  -  мы отказываемся использовать любую программу просмотра, которая не соответствует полученной в результате базовой спецификации W3C.

 

Крупные корпоративные покупатели, которые читают PC Week, обладают огромным влиянием на Microsoft и Netscape. Если мы будем работать вместе, мы сможем обеспечить пользователям победу в третьей мировой войне за Web. Если мы не используем этот шанс, мы действительно заслуживаем звания "потерпевших".

 

Джесс Берст

 

Джесс Берст  -  редактор журнала Windows Watcher (Редмонд, шт. Вашингтон). Ему каждый день приходится сражаться в войне слов, так что он будет признателен, если вы пришлете ему свои советы и комментарии по адресу: jesse@jesseberst.com или пошлете факс по номеру (206) 869-4015.

Версия для печати