КОЛОНКА ЮРИСТА
В настоящее время правовой статус электронных адресов не определен. Для того чтобы зарегистрировать свой электронный адрес, достаточно обратиться к провайдеру услуг электронной почты, и если подобный (с точностью до символа) адрес еще не зарегистрирован, то его зарегистрируют на ваше имя. Обычно регистрация электронного адреса осуществляется по принципу "первый пришел - первый получил". Однако с усилением коммерциализации Internet, с увеличением количества рекламы в ней, с появлением электронных магазинов электронный адрес (доменное имя) уже перестал выполнять функцию, аналогичную функции обычного почтового адреса. Его функция стала ближе к той, которая присуща товарному знаку и знаку обслуживания. Согласно закону, товарный знак и знак обслуживания используются для отличия соответственно товаров и услуг одних юридических или физических лиц от аналогичных товаров и услуг других юридических или физических лиц.
Товарный знак и знак обслуживания также выполняют рекламную функцию и в определенной степени функцию "знака качества".
Поэтому сейчас все больше возникает конфликтов между владельцами товарных знаков и знаков обслуживания и лицами, зарегистрировавшими в качестве своих электронных адресов чужие товарные знаки или знаки обслуживания.
По данным журнала Wired, опубликованным в 1994 г., 14% наименований компаний из списка Fortune 500 оказались зарегистрированными посторонними третьими лицами в качестве электронных адресов.
9 февраля 1996 г. Федеральный районный суд шт. Вашингтон вынес решение о судебном запрете в деле Hasbro против Intertainment Group, руководствуясь новым федеральным законом от 1 февраля 1996 г. о действиях, направленных на ослабление товарных знаков. Конфликт возник из-за использования IEG в качестве электронного адреса для своего узлового компьютера, на котором был создан домен с информацией под рубрикой "только для взрослых", обозначения CANDYLAND.COM. Претензии Hasbro основывались на праве собственности на товарный знак CandyLand, используемый для маркировки детской игры. Компания Hasbro представила доказательство, что 94% матерей в США хорошо знают CandyLand, и что у 60% семей в США, имеющих пятилетних детей, дома есть игра CandyLand, и что за 21 год было продано 23 млн. копий игры. На рекламу игры CandyLand и товарного знака CANDYLAND компания за последние 10 лет истратила 10 млн. долл. Решение суда было вынесено в пользу Hasbro, IEG было запрещено использовать обозначение CandyLand в качестве своего имени домена, с чем последняя согласилась.
Двумя годами раньше слушалось дело MTV Networks против Curry (1994 г.). Видеожокей компании MTV Адам Карри создал домен с именем mtv.com со множеством клипов, песен, сплетен, связанных с популярной музыкой. Потом он ушел из MTV, но имя mtv.com оставил за собой. Компания MTV заявила, что право на имя mtv принадлежит ей. Было принято решение в пользу MTV, и Карри изменил имя своего домена.
Известно еще одно судебное дело - по поводу адреса kaplan.com, зарегистрированного "Принстон Ревю" для того, чтобы не дать возможность своему основному конкуренту Стенли Каплану воспользоваться его собственным именем. Дело рассматривалось третейским судом, который разрешил именно Каплану использовать в качестве электронного адреса свое собственное имя.
Были и другие судебные процессы, связанные с регистрацией и использованием электронных адресов. Например, дело Knowledge Net nc против Boone из-за электронного адреса knowledgenet.com; дело, в котором фирма Playboy Enterprises выступила против лица, зарегистрировавшего адрес playmates. com; фирма Fry’s Electronics оспаривала в суде у Octave Systems право на адрес frys.com.
Большинство подобных конфликтов не доводится до суда.
Как же при все возрастающем числе споров вокруг электронных адресов и товарных знаков и неопределенности правового статуса первых должны вести себя организации, занимающиеся регистрацией электронных адресов, и лица, желающие их получить?
Ясно одно, что нельзя ставить знак равенства между электронными адресами и товарными знаками, и организации, регистрирующие электронные адреса, не в состоянии, да и не должны, решать задачи, аналогичные тем, которые решает патентное ведомство при регистрации товарных знаков, в частности проводить поиск на тождество и сходство с зарегистрированными товарными знаками. Это связано, во-первых, с тем, что система Internet не знает географических границ, а регистрация и охрана товарных знаков носит территориальный характер, во-вторых, законодательство о товарных знаках допускает регистрацию одинаковых товарных знаков для различных товаров, если это не вводит потребителей в заблуждение, а также регистрацию одинаковых товарных знаков разными владельцами в различных странах, что недопустимо при регистрации электронных адресов.
28 июля 1995 г. фирма Network Solution (NSI) объявила о своей политике в области регистрации электронных адресов. Основные положения сводятся к следующему.
1. Электронный адрес регистрируется по принципу "первый пришел - первый получил".
2. Если лицо, выразившее претензии в отношении регистрации определенного электронного знака, может доказать наличие законных прав на аналогичный адресу товарный знак или знак обслуживания в какой-либо стране, в то время как лицо, зарегистрировавшее электронный адрес, подобными доказательствами не обладает, то последнему будет предоставлена возможность в разумный период времени изменить свой электронный адрес; до этого момента оспариваемый адрес будет заморожен.
Таким образом NSI предполагает бороться с пиратской регистрацией чужих товарных знаков в качестве электронных адресов.
3. Если оба - и лицо, зарегистрировавшее электронный адрес, и истец в споре - являются владельцами одинаковых зарегистрированных знаков обслуживания или товарных знаков или если дата регистрации адреса предшествует дате регистрации истцом товарного знака, то NSI разрешает владельцу электронного адреса продолжать использование спорного адреса до тех пор, пока лицо, зарегистрировавшее адрес, будет защищать NSI от судебных издержек и возьмет на себя оплату адвокатов.
NSI придерживается твердой позиции, что споры, связанные с нарушением законодательства США или иностранных государств, должны решаться в суде.
Последнее положение кажется фантастическим, если учесть российскую действительность, но другого пути нет.
Можно в определенной степени в этом отношении облегчить себе жизнь, придерживаясь нескольких принципов:
- не выбирать в качестве электронного адреса чужой товарный знак;
- зарегистрировать, если это возможно, в соответствии с Законом о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров (к заявляемому обозначению закон предъявляет ряд определенных требований) электронный адрес в качестве товарного знака или знака обслуживания в Комитете РФ по патентам и товарным знакам или в соответствии с международными соглашениями в зарубежных странах.
Инна Носова
К Инне Носовой можно обратиться по адресу: sokolov@miet.sensor.zgrad.su.
14% названий фирм зарегистрированы посторонними лицами в качестве электронных адресов