ПРОЕКТЫ
Жизнь сложилась так, что в конце 80-х годов фирма ИЛМ подключилась к решению задач автоматизации российской таможни, и с тех пор процесс так и идет - год за годом компания в сотрудничестве с Государственным таможенным комитетом РФ (ГТК РФ) осуществляет поставки компьютерной и телекоммуникационной техники, программного обеспечения, установку и ввод в эксплуатацию систем, гарантийное и послегарантийное обслуживание. До образования этого альянса многоплановая по своей структуре ИЛМ не имела в своем составе компьютерного подразделения. Своим появлением оно обязано налаживанию связей с ГТК, перед которым остро встала проблема автоматизации.
Ответственность за выработку общей концепции информационной системы российской таможни и стратегических направлений ее развития была возложена на ГНИВЦ (Главный научный информационно-вычислительный центр) ГТК, расположенный в Москве. Это было резонно, поскольку Центр уже имел достаточно разветвленную инфраструктуру по стране - в каждом из 13 региональных таможенных управлений был свой отдел ГНИВЦ. Идеологом новой автоматизированной системы выступил директор ГНИВЦ и, по отзывам коллег, энергично взялся за дело. Было закуплено большое количество техники, силами специалистов Центра разработаны прикладные программы, стал налаживаться обмен данными между центральным офисом и регионами. И все шло хорошо, пока объемы информации были небольшими, а изменения в таможенном законодательстве - редкими. Однако с ростом нагрузки система, написанная на Clipper, стала "пробуксовывать", и разработчики всерьез задумались о переходе на другую СУБД.
Структура базы данных на Clipper была далека от реляционной и работа с ней вызывала трудности при масштабировании (объемы превосходили допустимые пределы) и при внесении изменений (каждое изменение в грузовых таможенных декларациях влекло за собой необходимость доработки в ПО). При очень жестких, почти военных временных рамках в таможне эти процедуры были очень трудоемкими и создавали лишнюю напряженность в работе коллектива. Руководство ИЛМ пыталось даже привлекать к таким работам сторонние организации, но было понятно, что это не выход в условиях, когда изменения происходят часто, примерно раз в месяц.
Специалисты ГНИВЦ и ИЛМ поневоле вынуждены были искать способ ликвидировать "узкое место" и вполне закономерно обратились к более гибким и легко перестраиваемым реляционным СУБД. Выбор пал на Oracle, поскольку в ГНИВЦ нашлись приверженцы этой системы, уже имевшие опыт работы с нею. Они-то и выступили инициаторами ухода от Clipper. После долгих обсуждений руководство ГНИВЦ, убедившись в целесообразности этой миграции, дало "добро" и выделило средства на соответствующие работы. Конечно, вспоминали, что Oracle - игрушка дорогая, но тщательные подсчеты показали, что все расходы должны окупиться довольно быстро.
Сегодня работы по переводу приложений и некоторых первоочередных задач на Oracle в самом разгаре. Таможни и таможенные посты пока остаются на Clipper, зато ключевые компоненты системы (большая часть статистики, нормативно-справочная информация, частично - платежи и доставка) уже переведены на Oracle. Это примерно 30% всех задач. Обновлением нормативно-справочной БД занимается отдельная группа, специалисты которой в полной мере ощутили преимущества Oracle и ее средств разработки, проявившиеся в высокой степени стандартизации прикладного ПО, возможности использования графического интерфейса, сокращении трудозатрат на программирование и составление документации благодаря применению CASE-инструментов, гибкости всей ИС в целом, ее меньшей зависимости от изменений таможенного законодательства. Повысилась достоверность информации, обеспечена своевременная передача всех изменений из центра в регионы за счет механизма автоматического тиражирования данных средствами Oracle.
Конечно, переход осуществляется постепенно. Сейчас модули системы, написанные на Clipper и на Oracle, работают совместно, что неизбежно вызывает некоторые неудобства. В частности, при пересылке информации из регионов в центр и обратно приходится перекодировать ее из dbf-формата в формат Oracle и наоборот. По оценкам сотрудников ИЛМ, полный перевод всех задач и подразделений на Oracle займет не менее трех лет.
В основе информационной системы российской таможни - самая современная версия СУБД Oracle - 7.3, разработка приложений ведется с использованием Designer 2000. Специалисты ГНИВЦ и ИЛМ постоянно проходят обучение новым технологиям, тесно сотрудничая с московским представительством Oracle, которое, по их мнению, в последний год существенно активнее стало взаимодействовать с клиентами. Сегодня у разработчиков появилась новая заманчивая цель - Интернет, возможности которой должны вывести отечественную таможню на новый виток развития, еще более повысить оперативность и эффективность ее деятельности.
Елена Монахова
В России 13 региональных таможенных управлений, около 200 таможен и 500 таможенных постов. Сейчас примерно 30% решаемых ими задач переведено на СУБД Oracle.
Справка
Фирма ИЛМ существует с начала 70-х годов.
Имеет многопрофильную структуру, ее подразделения заняты самой разнообразной деятельностью. Появление компьютерного направления в 1989 г. было связано с проектом автоматизации российской таможни, в котором ИЛМ выполняет роль генерального поставщика и интегратора.