1997 год обещал быть этапным для микропроцессорной индустрии - ожидалось появление на рынке совместного детища HP-Intel (ныне именуемого Merced) и ряд других важных событий. Однако, как следует из сообщений, сроки появления процессора с новой архитектурой перенесены на 1998 год.
Борис Бабаян: "Мы потеряли полтора года"
Исследования в области новой архитектуры микропроцессоров проводятся и у нас в стране в SPARC-центре под руководством члена-корреспондента РАН Бориса Арташесовича Бабаяна. Эта работа выполняется в сотрудничестве с американской фирмой Sun Microsystems.
Впервые мы познакомились с этим проектом полтора года назад - Борис Арташесович подробно рассказывал об основных технических решениях, ожидаемых результатах и состоянии разработки. После беседы мы ушли из SPARC-центра (тогда еще располагавшегося на улице Ляпунова) с ощущением, что российская наука очень скоро скажет-таки свое веское слово в компьютерной индустрии мирового масштаба. Беспрецедентный для нашей страны случай, когда самая сильная команда компьютерных архитекторов России была привлечена к разработке нового микропроцессора известной американской компанией, приковывал внимание журналистов и заставлял с нетерпением ожидать результатов.
Весной SPARC-центр переехал в новое, отделанное по европейским стандартам, помещение на Погодинке. На площади 1,5 тыс. кв. м, в близких к идеальным условиях (на 200 человек - более 200 рабочих станций!) здесь работают инженеры и программисты.
И вот мы снова беседуем с Б. А. Бабаяном.
PC Week: Можем ли мы рассчитывать увидеть кристалл в грядущем году?
Б. Бабаян: К сожалению, нет. Мы продолжаем исследовательские работы, хотя, честно говоря, мы рассчитывали, что Sun доведет наш совместный проект до изготовления процессора. Этого, увы, не произошло. Sun не приняла решения о переходе на новую архитектуру, и сегодня неясно, будет ли выпущен фирмой конкурент микропроцессору Merced. Мы поняли, что крупные западные фирмы вряд ли могут доверить свою судьбу России. К тому же сыграло свою роль изменение внутренней технической политики наших американских партнеров.
PC Week: Каковы эти изменения?
Б. Б.: В связи с бурным ростом популярности сети Internet фирма Sun приняла стратегический курс на развитие программных и аппаратных средств ее поддержки, в частности Java-ориентированных микропроцессоров.
PC Week: Когда бы вы могли перейти к изготовлению кристалла?
Б. Б.: Полтора года тому назад у нас было полностью разработано и проверено описание микропроцессора на языке Verilog. Для продолжения работы требовались дорогостоящие средства проектирования физического уровня (для проектирования топологии кристалла, трассировки и т. д.), которые мы, к сожалению, не получили от Sun. Сейчас мы уже потеряли полтора года, а тогда значительно опережали своих конкурентов.
В настоящее время у нас есть основания говорить о продолжении наших работ, которые могут привести к изготовлению микропроцессора, а затем и к разработке на его основе мощной рабочей станции.
PC Week: Какие работы вы выполняете по контракту с фирмой Sun?
Б. Б.: Продолжаются исследовательские работы по новой архитектуре, но есть и другие направления. Так, мы сейчас полностью сопровождаем Sun’овские языки программирования Паскаль и Фортран. Ведутся переговоры о том, чтобы сопровождение предыдущей версии операционной системы Sun OS осуществляли мы.
Кроме того, сейчас наш коллектив разрабатывает для Sun низковольтную электронику - low voltage CMOS. Наши специалисты предлагают новые технологические решения, основанные на использовании транзисторов с управляемым напряжением отсечки.
Ведется еще один проект. Как вы знаете, у Sun есть свой вариант Intel’овского MMX - VIS (Visual Instruction Set), но нет соответствующих библиотек. Их надо писать - это тоже делаем мы. По этим работам у нас очень жесткий график - еженедельная выдача отчетов (800 библиотечных программ), и мы его выдерживаем. Сначала руководство Sun нас проверяло - их программисты пытались переписать процедуры, и в результате убедились в высоком качестве наших работ.
Все эти проекты интересны, но наиболее значимым для нас является разработка нового микропроцессора.
PC Week: Каковы основные черты вашей новой архитектуры?
Б. Б.: Мы разработали архитектуру с использованием широкого командного слова (WIW - Wide Instruction Word), ориентированную на параллельное выполнение большого количества команд (в настоящей реализации - до 24). В отличие от известной архитектуры VLIW - Very Long Instruction Word, наша гораздо лучше адаптирована к динамике выполнения программы. Оценки, полученные с помощью моделирования, показали, что мы достигаем значительно более высокой производительности, чем любая из существующих суперскалярных архитектур, реализованных с использованием той же технологии. У нас практически решена проблема битовой совместимости с наиболее распространенными архитектурными платформами, такими, например, как Intel и Sun. В основе нашего подхода лежит двоичная компиляция объектного кода, причем скорость выполнения перекомпилированной программы близка к скорости выполнения той же программы, откомпилированной с исходного языка.
В восемь вечера, когда мы покидали центр, большое число специалистов еще увлеченно продолжали “колдовать” у своих компьютеров. Остается только сожалеть, что в нашей стране не находится средств для поддержки крупных отечественных проектов и отсутствует субмикронная технология (0,25 - 0,35 микрон), необходимая для производства современных микропроцессоров.
Телефон SPARC-центра:
(095)248-3215
Елена Монахова, Александр Ливеровский
НЕКОТОРЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОЕКТИРУЕМОГО ПРОЦЕССОРА
+------------------+--------------------------+
| Архитектура | WIW |
+------------------+--------------------------+
|Число | 10 млн. |
|транзисторов | |
+------------------+--------------------------+
|Быстродействие | 800 - 1000 mips |
+------------------+--------------------------+
|Технология | 0,25 - 0,35 мкм |
|производства | |
+------------------+--------------------------+