В начале ноября прошла ежегодная выставка “Пресса-97”, имевшая огромный успех у всех, кто любит читать. Помимо лотерей, льготных подписок, живых рыбок, двойников Ленина и Буденного и прочих чудес, отдельного упоминания заслуживает салон “Электронные технологии в СМИ”, впервые проводимый в рамках этой выставки. В нем отважились принять участие 18 фирм и информационных агентств, имеющих что предложить издательствам и редакциям газет и журналов для повышения оперативности и эффективности их деятельности.
Этот торт был съеден в Москве (за один такт Pentium Pro)
в честь 25 - летнего юбилея первого микропроцессора
Сегодня уже нельзя представить подготовку изданий без компьютеров - они внедряются повсеместно. Зато много других технических новшеств остаются пока невостребованными не столько по причине отсутствия денег на их покупку, сколько из-за нечеткого представления об их возможностях, о том, какие удобства это принесет. Поэтому основная миссия этой небольшой экспозиции была обозначена как просветительская, популяризаторская.
В салоне предлагались услуги информационных агентств по оперативному получению информации из разных областей в электронном и печатном виде (ИТАР ТАСС, “Рейтер”, Национальная служба новостей, “Гарант-Парк”), услуги по подключению к Интернет (“Голден-Лайн”, “Гарант-Парк”, Russian Express Web Project), компьютерная и издательская техника (Klondike, “СофтЮнион”, “Компус”, “МакЦентр”), а также всевозможные продукты для автоматизации редакционного делопроизводства (“Бит”, Cognitive Technologies, “КомпТек”, “Электронные офисные системы”, “ИстраСофт”, “СофтИнформБюро”). К сожалению, интегрированные системы редакционного документооборота в салоне представлены не были, хотя ряд компаний компьютерного рынка заявляет о наличии у них подобных разработок. Ближе всех среди участников салона к решению этой задачи стоит фирма “Электронные офисные системы” со своей мощной системой автоматизации делопроизводства “Дело96”.
Самое интенсивное общение с посетителями наблюдалось в Интернет-кафе, организованном фирмой “Гарант-Парк”. Еще летом компания, выделившаяся из недр материнской фирмы
“Гарант-Сервис”, занимающейся созданием и продвижением юридической базы данных “Гарант”, была мало известна. Но прошло всего несколько осенних компьютерных выставок - и “Гарант-Парк”, выступивший вместе со своим партнером “Голден-Лайн” инициатором и организатором на этих выставках Интернет-кафе, снискал необыкновенную популярность.
Однако молодой состав “Гарант-Парка”, объединяющий выпускников технических факультетов МГУ, проявляет активность не только в этом. Проповедуя идею многопрофильности, фирма называет себя информационным интегратором и оказывает услуги, так или иначе связанные с информацией. Как провайдер Интернет она предоставляет доступ в Сеть, а также возможность пользоваться информационными ресурсами, находящимися на Web-сервере компании (http://www.park.ru), - справочной правовой системой “Гарант” и информационной системой “Парк”.
В то же время “Гарант-Парк” не только распространитель, но и сборщик информации. Используя широкую сеть региональных представительств, фирма оперирует данными, собранными со всей страны. Это позволяет ей, в частности, издавать экономическую газету сибирского и уральского регионов “Российская Азия” и журнал экономики и права “Научный Парк”.
Информационная система “Парк” имеет многоуровневый тематический рубрикатор, который охватывает в основном экономические, правовые и социально-политические аспекты. Подходит к завершению работа над новым проектом - интуитивным навигатором в полнотекстовом банке данных по системе WebSOM (Web Self-Organizing Map), разработанной в Хельсинкском технологическом университете и применяющейся пока не более чем на десяти Интернет-серверах мира.
Интерфейс поисковой системы WebSOM необычен: пользователи видят перед собой красочную картину (карту), в некоторых точках которой стоят слова-понятия. Они размещены таким образом, что близкие понятия находятся рядом. Интенсивность окраски говорит о количестве документов, отвечающих каждому понятию. Если пользователь щелкнет мышью в промежутке между узлами, то он получит список документов, относящихся к обоим выбранным понятиям (чем ближе к какому-то узлу, тем больше документов, относящихся именно к этому понятию).
В салоне была заметна деятельность двух фирм, специализирующихся на распознавании текстов, - компании “Бит” и Cognitive Technologies. Они проводили модное ныне анкетирование посетителей, с тем чтобы затем проанализировать результаты выставки (некоторые цифры, полученные представителями Cognitive Technologies и любезно предложенные ими нашему еженедельнику, мы приводим в этой статье).
Может быть, кому-то хорошо живется и без современных технологий, но наша редакция убедилась недавно в их пользе на собственном опыте. Случилось так, что у нас оказались утеряны электронные версии номеров PCWeek/RE за 1995 г. и стояла задача восстановить архив, отсканировав бумажные копии. Кто сталкивался с подобными проблемами, знает, что дело это нудное и не быстрое. Но мир, слава Богу, не без добрых людей и не без высоких технологий. Нам на помощь пришли коллеги из “Национальной службы новостей” (НСН), располагавшие в тот момент высокопроизводительным сканером 5000F фирмы Bell+Howell, позволившим отсканировать весь годовой объем меньше чем за два рабочих дня (!). (Кстати, НСН имеет, пожалуй, самый большой опыт перевода информации из печатного вида в электронный, поскольку ежедневно сканирует и распознает 70 - 80 изданий, которые затем систематизируются и выставляются на Web-сервере http://www.nns.ru.) Распознавание текста было произведено с помощью FineReader Professional 3.0 фирмы “Бит”, и нам приятно отметить высокое качество этого процесса.
На чем держится конкурентоспособность изданий? На оперативности, широте и глубине охвата, регулярности выхода, разумной цене. И все это напрямую зависит от степени использования в редакционно-издательском процессе современных информационных технологий. Помочь понять эту истину тем, кто еще не осознал ее, и пытались устроители салона “Электронные технологии в СМИ”.
Телефон организаторов салона “Электронные технологии в СМИ”:
(095) 911-0125.
Елена Монахова