Мы живем в интереснейшую эпоху - эпоху появления и становления новой Internet-культуры
Безусловно, одним из событий выставки Internet/intranet стало появление “Желтых страниц” русской части сети Internet. Книга, написанная Алексеем Сигаловым, выпущена издательством “Питер”. Появление этого справочника, описывающего разнообразные “русские ресурсы”, т. е. Web-узлы и базовые страницы, содержащие документы на русском языке (всего в книге 70 тематических разделов), представляет собой не просто издание новой книги. Его можно рассматривать как возникновение нового жанра литературного творчества. Литературная часть присутствует? Безусловно. Она составляет главную часть книги. (Как вам нравится “ТриWиальный архипелаг "Чертовы кулички"” или “Мир мартовского кота”? Можно ли устоять перед соблазном глянуть хоть одним глазком на узел с названием “Промышленный шпионаж”? Ну хотя бы на последнюю страницу, чтобы знать, чем “все закончится”? Не говоря уж о множестве узлов, посвященных российской культуре, истории, туризму и т. д.) Художественные иллюстрации? Они присутствуют в изобилии. Что касается сюжета, то в отличие от традиционных жанров читатель (или пользователь?) может выстраивать его самостоятельно, путешествуя от узла к узлу, открывая новые и новые глубины выбранной темы. Причем каждый новый неизведанный Web-узел может таить в себе неожиданные повороты “сюжета”. Чем не захватывающая фабула приключенческого романа? Читатель в этом новом жанре присутствует в новой (активной!) роли соавтора произведения. В зависимости от уровня своих запросов и фантазии он может найти (прочитать? создать?) в русских ресурсах Internet поразительное литературное произведение, выдержанное в любом литературном стиле и способное удовлетворить художественные предпочтения читателя.
Почему издательство “Питер” решило заняться выпуском “Желтых страниц” Internet? Иван Чванов, руководитель службы маркетинга издательства “Питер”, рассказал, что этот жанр уже широко развит в мире. В частности, на последней крупнейшей книготорговой ярмарке во Франкфурте было представлено свыше десятка подобных изданий. Помимо русских “Желтых страниц” Internet, “Питер” издал также книгу Харли Хана “Международные ресурсы Internet” ( в соответствии с лицензионным соглашением, заключенным с издательством Osborn McGraw-Hill). Г-н Чванов убежден, что выпуск подобных изданий является весьма прибыльным делом. По его оценкам, “Желтые страницы Internet” Алексея Сигалова, отпечатанные в октябре тиражом 10 тыс. экземпляров, стали наиболее быстро продаваемой книгой из всего списка изданий, выпускаемых компьютерной редакцией издательства “Питер”. (Как заметил г-н Сигалов, с книгами Валентины Травинки из серии “Исцели себя сам” по успеху на рынке трудно соперничать даже справочнику по Internet). Причем только за время выставки Internet/intranet, по словам г-на Чванова, было продано около 1,5 тыс. экземпляров “Желтых страниц”. Что ж, российскому изданию есть на кого равняться - число экземпляров его “старшего брата”, справочника Харли Хана, проданных по всему миру, превысило 1 млн. В отличие от него в книгу Алексея Сигалова включены еще и главы, посвященные основам построения сети Internet и способам взаимодействия с ней.
Алексей Сигалов, автор книги
"Желтые страницы Internet.
Русские ресурсы - 96"
Во время выставки состоялась презентация нового издания. Кроме того, Алексей Сигалов ответил на ряд вопросов, заданных ему еженедельником PC Week/RE.
PC Week: Как долго готовилось к печати издание “Желтых страниц” русских ресурсов Internet?
А. С.: На сбор информации об Web-узлах российской части Internet, проверку ее и осуществление собственно печати понадобилось три месяца. Для меня лично самой большой неожиданностью оказалось то, что издание все же появилось. Конечно, в России Web-серверов не так много (по сравнению, например, с США), их сейчас приблизительно две тысячи. Однако найти в ограниченное время все адреса, проверить и оценить их содержимое, не упустить какую-либо интересную тематику - достаточно сложно.
PC Week: Как Вы оцениваете “репрезентативность” издания, т. е. насколько подробно эта информация отображает состояние русской части сети Internet?
А. С.: В “Желтых страницах” нашли отражение ссылки приблизительно на 600 российских Web-серверов. Сразу отмечу, что “география” описанных серверов представлена неравномерно. Из-за плохого качества связи в регионах не удалось досконально проверить и некоторые серверы, о существовании которых было известно.
PC Week: Не обидятся ли владельцы тех Web-серверов, которые Вы по каким-либо причинам не внесли в свою книгу.
А. С.: “Желтые страницы” русской сети Internet - это не фундаментальное академическое издание, которое призвано стать учебником для многих поколений. Целью первого издания было стремление отразить все тематическое многообразие российских ресурсов Internet. Поэтому мы стремились, чтобы в справочнике присутствовали ссылки на самые старые, известные или содержащие какую-либо неординарную информацию серверы. Поэтому количество ссылок по определенной теме может не отражать реального количества информации по этой теме, циркулирующей в российской части Internet. Пусть это будет стимулом для владельцев Web-узлов сообщить нам данные о своем сервере.
PC Week: Как часто будет обновляться информация в Вашем издании?
А. С.: Следующий выпуск, как говорится, дополненный и уточненный, должен появиться в апреле 1997 г. Затем планируется перейти на ежегодный цикл выхода из печати в конце каждого календарного года.
PC Week: Как относится Ваше издание к русскоязычным зарубежным узлам?
А. С.: Мы считаем их также частью русской сети Internet, однако не думаю, что это направление будет существенно расширяться.
PC Week: Предполагается ли выпуск тематических “Страниц”?
А. С.: Безусловно, именно так развиваются аналогичные издания, уже существующие на рынке достаточно долго. Я думаю, что первые тематические выпуски будут посвящены искусству и развлечениям.
PC Week: Почему не компьютерным технологиям?
А. С.: Основной покупатель таких книг - домашний пользователь, который приобретает справочник, чтобы использовать его для виртуальных путешествий в экзотические страны, посещения электронных музеев, для образования и развития своих детей и т. п.
PC Week: Есть ли электронная версия книги?
А. С.: Конечно. Печатный справочник появился в продаже вместе с электронным вариантом, распространяемым на дискете и представляющим собой гипертекстовую версию книги. Второе издание книги выйдет вместе с диском CD-ROM. Он, помимо более обширного графического материала, будет включать еще и некоторое полезное ПО.
PC Week: Каким бы Вы хотели видеть свое издание в идеале?
А. С.: Мне представляется, что идеальная электронная версия книги должна представлять собой некий персональный вариант “Желтых страниц”, т. е. предоставлять владельцу возможность пополнять список Web-узлов и вставлять свои комментарии.
PC Week: В процессе подготовки книги Вы просмотрели много серверов. Что Вас поразило или удивило при этом?
А. С.: Создание Web-серверов - это искусство. Если говорить о “полезности”, то нашлось много очень красивых, но информационно пустых серверов. Хотя, с другой стороны, что следует понимать под “информационной насыщенностью”, если речь идет, например, о компании Pepsi Cola? Создание Web-сервера - это отдельный жанр творчества, а его анализ - тема совсем иного разговора. Стало ясно, что в России существует группа высокопрофессиональных Web-мастеров, которые создают большое количество узлов. В процессе просмотра серверов поразило обилие Web-узлов прессы. Web-варианты различных изданий пришлось выделить в особый раздел (там содержатся ссылки приблизительно на 100 изданий), при этом не удалось все же дать ссылки абсолютно на все издания. К сожалению, во многих изданиях отсутствует возможность поиска статей по ключевым словам в архиве.
PC Week: Откуда Вы брали исходную информацию о Web-узлах?
А. С.: Во-первых, мы делали прямую рассылку запросов по известным адресам. Во-вторых, изучили распространенные каталоги типа http://www.ru, поддерживаемый фирмой “Демос”, или http://weblist.ru, который принадлежит компании “Марк-ИТТ” из Ижевска.
В-третьих, мы применяем автоматические поисковые системы, просматривающие адресное пространство российской части Internet и выявляющие хост-системы. Конечно, третий способ может использоваться лишь как вспомогательный, поскольку часть из обнаруженных серверов может функционировать именно как серверная платформа и не содержать никакой информации.
Адрес издательства “Питер”: http://www.piter-press.ru.
Елена Покатаева
С Алексеем Сигаловым, автором книги “Желтые страницы Internet. Русские ресурсы-96”, можно связаться по телефону: (812) 238-8779 или адресу: sigalov@run.net.