СвЯзь
В последние годы во всех странах резко возрос интерес операторов сетей связи к централизованным системам управления сетями (Telecommunication Management Network, TMN). Это вызвано в первую очередь расширением спектра услуг, ростом требований к качеству связи, необходимостью рационализации эксплуатационных расходов и т. д. В рамках семинара “Связь в деловой сфере. Новые информационные технологии”, организованного в Москве Российским научно-техническим обществом радиотехники, радиоэлектроники и связи им. А. С. Попова и Министерством связи России, менеджер фирмы Schmid Telecom AG (Цюрих, Швейцария) Даниэль Далленбах выступил с докладом о системе TMN национального оператора телекоммуникаций Швейцарии Swiss PTT. Данная система разработана фирмой Schmid.
Даниэль Далленбах, менеджер
фирмы Shmid Telecom
В подавляющем большинстве стран, включая и Российскую Федерацию, на сетях связи эксплуатируется разное по качеству оборудование различных фирм, выпущенное в разные годы, причем достаточно большое количество аппаратуры морально устарело и не имеет автоматизированных средств для централизованного управления и контроля. В таких условиях, по мнению Далленбаха, программно-технические решения компании Schmid Telecom позволяют найти экономически эффективное решение для глобального контроля над сетью. Система технической эксплуатации компании Schmid является гибкой программно-аппаратной средой, основанной на платформе TeMIP корпорации Digital Eqipment Corporation (DEC). Конкретное наполнение систем определяется конкретными потребностями оператора. В качестве примера были приведены системы ZEVA и ALMA, находящиеся в эксплуатации у Swiss PTT. Эти системы были внедрены соответственно в 1990 и 1996 гг.
Первая из систем, ZEVA, была создана за пять лет. Вторая, ALMA, была внедрена за три года. Хотя в тендере на поставку системы принимали участие гигантские корпорации, такие, как Alcatel и Siemens, предпочтение было отдано системе Schmid. Причинами этого послужили несколько факторов. В их числе - приближенность системы к нуждам оператора. Schmid создавала то, что требовалось оператору, работая в тесном контакте со службой эксплуатации, в отличие от предложений других компаний, пытавшихся навязать свои готовые решения.
Важным моментом оказалась независимость системы от конкретного типа оборудования, установленного на сети. Система TMN Schmid работает с аппаратурой Siemens, Nokia, Bosch и десятков других производителей, тогда как собственные системы крупных фирм-продуцентов, как правило, привязаны только к оборудованию производства самих этих фирм.
Что же касается экономической эффективности системы, то Schmid Telecom AG, являясь сравнительно небольшой компанией, сумела представить существенно более экономичное решение TMN, реализуемое “шаг за шагом” и не требующее значительных единовременных финансовых затрат.
Система ZEVA создавалась для контроля первичной сети Швейцарии, т. е. для контроля всех кабельных линий (электрических и оптических) и систем передачи (аналоговых и цифровых). В общей сложности системой ZEVA контролируется свыше 180 тысяч элементов сети.
Система ALMA предназначена для контроля коммутационного оборудования. В ней сообщения об ошибках или авариях собираются от коммутационных станций, источников электропитания, технологических объектов (датчики состояния дверей, пожарная сигнализация и т. д.). Общее число контролируемых элементов - более 80 тысяч. Системы ZEVA и ALMA способны обрабатывать свыше 5000 аварийных сообщений в минуту.
В 1995 г. началась разработка третьей системы QMOS, которая призвана осуществлять общий контроль качества работы сети.
Емкость национальной сети Швейцарии - около 18 млн. номеров. Каждый из районов (кантонов) страны (всего их 17) имеет собственную администрацию связи, наделенную большими полномочиями, однако все они подчинены национальной дирекции, расположенной в Цюрихе. Таким образом, топология построения системы двухступенчатая: региональные центры и национальный центр.
Снятая с элементов сети информация подается на программно-аппаратный комплекс, называемый “агент” (обычно это специализированная ЭВМ), задача которого - преобразовать сообщение о сбое или аварии, приведя его к некоторому стандартному интерфейсу, например Q3. Агент производит также первичную обработку поступающей информации, т. е. определяет корреллирующие сигналы, категорию срочности и опасности и т. д.
Далее уже в стандартизированном виде сообщения поступают в концентратор, где обрабатываются и группируются в единый информационный поток (например, имеющий скорость 2 Мбит/с) для передачи на региональный центр управления.
Все региональные центры управления связаны между собой и с национальным центром через глобальную сеть Internet. Естественно, для этой цели может также быть использована любая другая сеть, например X.25, FR и т. д.
Вычислительные ресурсы, задействованные в системе ALMA, имеют следующие характеристики. Рабочие станции (общее количество 38): DEC Alphastation 200/4/166/64 Мб RAM, 20-дюймовый монитор Sony Trinitron, TeMIP client software. Серверы баз данных (общее количество 4): DEC 300 Model 600s AXP, 1 Gbyte System disk, 2х2 Gbyte data disks (зеркальные), 256 Mbyte RAM, TeMIP 3.0 Distribution software. В качестве агента используются резервированные специализированные компьютеры на базе Intel 80486.
Эффективность систем ZEVA и ALMA была подтверждена реальными статистическими данными. Так, за время опытной эксплуатации в сети Швейцарии не было ни одной аварийной ситуации продолжительностью больше 1 часа. Общий коэффициент готовности сети составил более 99% (без учета резервирования).
Г-н Далленбах подчеркнул, что системы TMN Schmid - продукт, создающийся по заказу каждого конкретного оператора с алгоритмом обработки и представлением результатов в виде, требуемом каждым конкретным приложением. Однако уже созданное программно-аппаратное ядро системы и многолетний опыт инженеров компании Schmid, занимающихся разработкой TMN более 10 лет, позволяют создавать многоуровневые системы высшей категории сложности в короткий срок и с минимальными затратами.
В Российской Федерации проводятся работы по решению технических вопросов управления сетью связи общего пользования на базе концепции TMN. Хотя масштабы России несоизмеримы с масштабами любой из европейских стран, некоторые проблемы, такие, как разнородность аппаратуры, несколько разобщенная управленческая структура и многие другие, представляются общими для Swiss PTT и российских операторов, и технические решения фирмы Schmid Telecom могут представлять интерес для отечественных телекоммуникационных компаний.
Тел. Schmid Telecom:
+(41) 14561111, факс:
+(41) 14614888, E-mail: daniel. daellenbach@schmid-telecom
Петр Чачин