Самая эффективная мера борьбы с нежелательными явлениями  -  их предупреждение

 

Известно, что цена на что бы то ни было может формироваться по затратному или по потребительскому принципу. В первом случае ее устанавливают производитель и посредник, которые стремятся обеспечить доходность своих предприятий. Во втором случае цена определяется исходя из спроса и предложения на товар. Думаю, все согласятся с тем, что второй способ является наиболее приемлемым. И он действительно успешно работает на Западе в условиях развитого рынка. Существующее там предложение программных продуктов уравновешивается спросом не только в его чисто количественном выражении, но и с учетом высокой покупательной способности западного потребителя. Однако не надо забывать и о влиянии на рынок местного фактора. Например, питьевая вода в пустыне стоит дороже, чем в Антарктиде, а у нас бананы дороже, чем на берегах Лимпопо. Различия могут быть вызваны не только географическими, но и экономическими причинами. В частности, рынок России еще очень далек от того, чтобы полноценно интегрироваться с мировым. Уровень доходов нашего населения несоизмеримо мал по сравнению с уровнем в развитых странах. Если сейчас средняя заработная плата по стране составляет 105$ в месяц, что в то же время примерно совпадает с прожиточным минимумом, то не удивительно, что покупательная способность российского потребителя крайне низка. В результате этого мы не можем рассматривать установившееся за границей рыночное ценовое равновесие, как показатель, приемлемый и для России.

 

Более того, за низкий уровень жизни населения ответственно, вне всякого сомнения, государство, так как именно оно с помощью внутренних экономических механизмов регулирует уровень цен и заработной платы. Вместе с тем наши специалисты (я имею в виду компьютерщиков) ничуть не хуже западных и не менее работоспособны, так что они должны быть последними кандидатами на покрытие из своего кармана разницы между ценами западными и российскими. Если государство сочтет возможным в административном и уголовном порядке преследовать явление, называемое “пиратством”, это будет даже аморально. В этом случае получится, что виновник создавшегося бедственного положения в лице государства пытается его исправить за счет рядовых граждан, которые виноваты только в том, что родились в России. Фактически, именно государство и должно было бы покрывать разницу между ценами, доплачивая заграничным фирмам за экспортируемые программные продукты те деньги, которые не в состоянии платить россияне...

 

...По моему мнению, действия, предпринимаемые Роскомсоюзом и Российским отделением BSA (антипиратская пропаганда и давление на власть с целью форсированного принятия антипиратских законов), могут квалифицироваться как действия, нарушающие интересы российских потребителей. Дело в том, что для рынка России цены, устанавливаемые западными производителями, по сути дела, являются монопольными и необоснованными. Для решения проблемы было бы целесообразно провести всестороннее (!) исследование создавшейся ситуации и сместить акцент в сторону государственного регулирования (уменьшения) цен на ввозимые программные продукты, но никак не на силовые меры против попросту ставших крайними покупателей. Разумеется, такое регулирование непросто осуществить опять же из-за экономических сложностей, но начать можно с малого, например с освобождения фирм, ввозящих программные продукты в Россию, от любых налогов.

 

Некоторые представители потерпевших убытки фирм заявляют о нанесении “пиратством” экономического вреда самой России, но они не учитывают тот факт, что это, вообще говоря, палка о двух концах. Сегодня благодаря “пиратству” тысячи российских специалистов имеют возможность повышать свою квалификацию. Как только цены на программы будут подняты, качество компьютерной грамотности в России заметно ухудшится. Может, именно нашей грамотности и опасается Запад? На Западе не хотят, чтобы в России развивались программные ноу-хау более качественные, чем там.

 

В свете всего вышесказанного, борьба с “пиратством” должна начинаться, образно выражаясь, не с пропаганды здорового образа жизни, а с создания возможностей такой образ жизни вести. Пока на макроуровне царит экономическая неразбериха, ни одна отрасль, в том числе и программирование, не сможет выбраться из болота. И так как ответственность за данное явление несут идеологи экономического развития страны в целом, то пропаганда в прессе должна вестись с таким расчетом, чтобы воздействовать именно на них. Роскомсоюзу и Российскому отделению BSA следовало бы выбивать в верхах законы, стимулирующие действие экономических механизмов в стране, что позволило бы нормализовать внутреннюю ситуацию в общем и с каждым отдельным потребителем в частности.

 

Станислав Короткий, программист

Версия для печати