Итак, мы продолжаем бал... Серия опубликованных в PC Week/RE в начале этого года статей, объединенных общим названием "Консалтинг-бал", вызвала немало откликов. Среди тех, кого заинтересовали мелодии нашего бала, были не только российские компании, но и представительства крупнейших западных консалтинговых фирм. В мае (PC Week/RE, № 19) появился материал "Была бы технология, а слесари найдутся", посвященный компании Ernst & Young. А сейчас свой сольный танец исполняет другая фирма "большой шестерки" - Price Waterhouse (вернее, ее отдел MCS, занимающийся информационными технологиями).
В Price Waterhouse/Москва сегодня работает более 700 человек. Она оказывает услуги в области аудита, бухгалтерского учета, помогает в решении правовых вопросов и вопросов налогообложения. Открыты офисы в С.-Петербурге, Тольятти, Нижнем Новгороде, Владивостоке и на Сахалине. Проекты PW связаны не только с нефтегазовыми компаниями и финансовым сектором, но и с коммунальными и телекоммуникационными предприятиями, горно-рудным комплексом и крупными транспортными фирмами.
В отделе MCS (Management Consulting Services - отдел управленческого консультирования) 140 сотрудников (три года назад их было всего 5). Штат многократно увеличивается каждый год, и сегодня, как нам кажется, этот отдел PW является самым большим среди аналогичных подразделений фирм "шестерки". Бывают моменты, когда MCS одновременно ведет более 20 различных проектов.
Продаваемый MCS "продукт" - советы, консультации, рекомендации. Свое основное преимущество фирма видит в профессиональных ресурсах, воплощенных в знаниях экспертов и консультантов, и в системе подготовки и переподготовки кадров. Методологии PW, по словам ее специалистов, адаптированы специально для российского рынка, но в то же время аккумулируют в себе весь опыт, накопленный компанией в разных странах при работе с различными клиентами.
Представители PW считают, что российские клиенты сегодня заинтересованы не столько в технологиях как таковых, сколько в том, чтобы на равных конкурировать с мировыми лидерами в той или иной области. Фокус сместился с самих информационных технологий на использование их в качестве инструмента, который поможет добиться успеха, повысить эффективность ведения хозяйственной деятельности. И эти тенденции, по мнению экспертов, будут лишь усиливаться, ибо с возрастанием конкуренции внутри России все большее число фирм будет заинтересовано в оптимальном планировании и управлении затратами, экономичном использовании ресурсов.
Рауль Фабре, директор MCS:
"Я работаю в России уже более трех лет и начинал с проектов массовой приватизации, в которых были элементы информационных технологий, преобразования бизнес-процессов и т. д. Работая над этими проектами, мы сделали вывод, что в России существует огромный потенциальный спрос на консультационные услуги в области управления бизнесом".
Г-н Фабре - консультант очень опытный, успевший потрудиться в 25 странах, так что ему есть с чем сравнивать. По уровню образования, работоспособности, обучаемости россияне, на его взгляд, опережают едва ли не всех. Но Россия - это Россия. Слишком много драматических поворотов истории даже за последние 5 лет.
"Когда мы начинали свою деятельность в России, мы достаточно долго выверяли свою стратегию для местного рынка и пришли к заключению, что главная сила этой страны - кадры, - пояснил свою позицию Рауль Фабре. - При работе с российскими организациями целесообразно привлекать здешних специалистов высокого уровня. Мы гордимся качеством и уровнем российских профессионалов, которых нам удалось привлечь на работу в Price Waterhouse.
Вначале, естественно, в московском офисе преобладали те, кто приехал сюда из-за рубежа. Их целью, помимо оказания профессиональных услуг, было привить на новую почву стратегию, философию, корпоративную культуру Price Waterhouse, познакомить с ними российских специалистов.
Другой задачей иностранных специалистов было привнесение опыта ведения проектов в таких областях, как управление нефтегазовыми предприятиями или банками. Сегодня, спустя 3 - 4 года, мы можем сказать, что большая часть этого опыта передана нашим российским коллегам (их уже более 60% среди сотрудников PW), занимающим ключевые руководящие должности".
Большим подспорьем в работе служит внутренняя база данных компании - KnowledgeView. Эта база, имеющая несколько уровней доступа и поддерживающая разные виды запросов (информация сортируется по отраслям, по процессам и т. д.), является хранилищем наилучших примеров из практики, эталонов ведения бизнеса по всему миру. Успешный опыт ведения проекта можно, таким образом, экстраполировать из одной отрасли в другую.
Источниками информации для этой БД являются собственные проекты и другие сведения. Крупинки российского опыта тоже смогут в скором времени попасть во всемирную базу. "Разборчивость не позволяет нам включать в эту базу (а в ней уже тысячи образцов) клиента, который нам почему-то просто понравился, - сказал Рауль Фабре. - Это должен быть действительно передовой пример мировой практики, который можно будет использовать в других странах и в других проектах. Кроме того, мы не включаем в эту базу данных решения, которые клиент считает конфиденциальными. Мы планируем, что российский опыт тоже скоро попадет в эту базу лучших решений, у нас уже четко определились кандидаты, но окончательное решение пока не принято".
База содержит также необходимые сведения о конкретных личностях из PW; благодаря чему можно определить, какой специалист сейчас является лидером в данной области, кто идет за ним, и если для текущего проекта необходимо привлечь лучших, их собирают в одну команду, в какой бы части света они в данный момент ни находились.
Директор отдела консультационных услуг в качестве козыря рассматривает богатый опыт специалистов PW в области внедрения продуктов SAP/R3. В Центре повышения квалификации SAP в США уже прошли обучение 10 сотрудников московского отдела MCS. К тому же отдел в любой момент может прибегнуть к помощи любого из двух с лишним тысяч специалистов по SAP, работающих в PW. Price Waterhouse также имеет всемирную компьютерную сеть и базу данных лучшей практики и экспертных знаний по SAP.
В обучение сотрудников фирма вкладывает значительные средства. В настоящее время в одном очень крупном проекте в США принимают участие 10 россиян - сотрудников московского отдела MCS. Они были посланы туда, чтобы посмотреть, как ведется бизнес в Америке. Сначала к ним отнеслись настороженно. Но через некоторое время в Москву начали звонить американские менеджеры и высказывать пожелания: "Если вдруг появится возможность, можете послать еще кого-нибудь". Потом - "Не пренебрегайте возможностью присылать российских специалистов" и, наконец, требовательно - "Присылайте еще и побольше!".
Рауль Фабре: "Я - специалист по информационным системам и всю жизнь работаю в этой области, однако не думаю, что даже при хорошей технологии любой справится с построением серьезной информационной системы. Технологии - это сложный и важный инструмент, но он совершенно бесполезен, если его не поместить в соответствующую бизнес-среду. Не знаю, что первично - человек или технология, но успех приходит к тем, у кого есть и то и другое".
PW относится к клиентам как разборчивая невеста. Собирает большое "досье" на потенциального партнера (заказчика), оценивает его по определенным критериям, одновременно взвешивая и собственные возможности, и только потом решает, работать с ним или нет. Методологии PW начинают работать в тот момент, когда еще и предложение клиенту не сделано.
Важнейшая часть системы управления - это управление рисками и обеспечение качества. За качество отвечает менеджер проекта, но есть и независимая группа, имеющая очень высокий статус и прямой выход на руководство PW. Она обеспечивает и страхует проект, следит за тем, чтобы все, от первой до последней буквы, делалось в соответствии с методологией и стандартами PW. Кроме того, принимаются все меры, чтобы оставаться в русле требований и ожиданий клиента.
Рауль Фабре: "Наша работа заключается не в том, чтобы поставить на полку красиво оформленный отчет, а в том, чтобы сдать работающую информационную систему. Я полагаю, что мы сейчас занимаем ведущее место среди подразделений MCS фирм "большой шестерки" в России. Но мало такое место занять, важно на нем удержаться и в будущем. Мы намерены твердо обосноваться в России".
Игорь Альтшулер, Елена Монахова
ШТРИХИ К МЕТОДОЛОГИИ PW
PW широко использует метод эталонного сопоставления, в ходе которого сравниваются результаты деятельности клиента с соответствующими показателями других компаний. Эталонные сопоставления выполняются на трех уровнях и включают: стратегическое и статистическое сопоставление, а также сопоставление процессов.
Стратегическое сопоставление, проводимое на уровне предприятий для определения новой миссии и/или нового направления деятельности, нацелено на внешнюю среду компании, включая ее конкурентов, поставщиков, клиентов и государственные структуры нормативно-правового регулирования. Предметом статистического эталонного сопоставления являются объективные данные по результатам деятельности различных компаний. Эталонное сопоставление процессов проводится для оценки потенциала компании с точки зрения конкурентоспособности фирмы.
У PW есть четкая система для менеджеров MCS, представляющая собой структурированный набор концепций и действий (GEM - Guidelines for Engagement Management), а также набор инструментария, дающий доступ ко всем GEM-материалам через Lotus Notes. Один лишь пример: прежде чем сделать потенциальному клиенту предложение (или отказаться от этой идеи), менеджер должен ответить на целый ряд вопросов, например:
Есть ли реальный шанс возврата инвестиций, если требуемые ресурсы будут выделены?
Имеет ли MCS необходимый персонал, обладающий соответствующими навыками, знаниями, и иные ресурсы, требующиеся для успешного завершения проекта?
Можно ли будет эффективно контролировать риски и свести их к минимуму?
Удастся ли обеспечить высшее качество сервиса клиенту?
Что этот проект даст самой PW?
Важная особенность PW-методологии в том, что она позволяет оценивать преимущества внедрения как ПО, так и компьютерного оборудования в количественном выражении.