Работай или уходи: эта пара RISC’ует будущим
Эта статья станет последней из серии (см. PCWeek/RE, №№17, 18,22/95), посвященной архитектуре процессоров. Мы успели обсудить архитектуры Intel (отлично), PowerPC (хорошо), PA-RISC (зависит от Р7 корпорации Intel) и SPARC (посредственно). Сегодня мы закончим обсуждением процессоров Alpha корпорации DEC и MIPS фирмы Silicon Graphics.
Умирающий процессор? Грустно, но будущее Alpha под вопросом. Alpha - это Ferrari среди процессоров, но DEC не смогла превратить его превосходство в производительности в превосходство на рынке. По подсчетам корпорации IDC, процессору Alpha принадлежит крошечная доля рынка в 4,2%. PowerPC - 22%, a PA-RISC - 20,5%.
Вспомните, что разработка нового процессора стоит примерно 50 млн. долл., и еще в 50 млн. долл. обойдется переоборудование завода. Если продажи так ничтожны, как в случае с Alpha, затраты в пересчете на один процессор становятся огромными. DEC делает хороший, надежный бизнес на серверах, но главная ее надежда - Windows NT. Если NT станет основной операционной системой для бизнеса, DEC сможет продавать Alpha в промышленных масштабах.
Джесс Брест
Хит сезона. Сейчас нет ничего круче, чем работа с трехмерной графикой, а трехмерная графика работает на архитектуру MIPS. У MIPS те же проблемы, что у SPARC и Alpha, - неоправдывающие вложения объемы продаж, но благодаря другой бизнес-модели у нее есть шанс добиться процветания. Во-первых, фирме MIPS не надо содержать фабрику. Она делает вложения в разработки, а ее партнеры (NEC, Toshiba, родительская Silicon Graphics и другие) занимаются производством.
Во-вторых, MIPS вовсю работает над тем, чтобы сделать свою базовую архитектуру "масштабируемой", так, чтобы за счет минимальных изменении она смогла конкурировать в трех разных областях рынка. Когда выходит новый процессор, его устанавливают в высококлассные машины. Затем он переходит к обычным рабочим станциям и серверам. И наконец он оказывается в потребительских устройствах (игровых компьютерах и приставках к телевизорам). В прошлом году MIPS заключила несколько соглашений о включении ее процессоров в игровые машины (от Nintendo и Sony, например). В некоторой степени успех MIPS будет зависеть от успеха этих продуктов.
Нет никакой гарантии, что эта тактика окажется успешной. Перенести высококлассные разработки MIPS в потребительские устройства может оказаться труднее, чем кажется. К тому же не исключено, что другие архитектуры в скором времени будут предлагать те возможности работы с трехмерной графикой, которые сейчас выгодно отличают именно продукты семейства MIPS. Несмотря на эти опасности, я верю, что процессор MIPS имеет шанс прочно укрепиться на третьем месте в состязаниях процессоров.
Ответ недели: Ассистент по исследованиям в области электротехники Джейсон Гэдбойс из Миннеаполиса: "Вы пали жертвой легенды, что Intel по-прежнему выигрывает в войне процессоров. На самом деле, я думаю, до Intel уже дошло, что она обречена, [что доказывает] ее вызванный отчаянием союз с HP. Я думаю, очередное знамение свыше было послано Intel, когда Microsoft перенесла NT на PowerPC. Архитектура Intel явно сдает, и конкурирующие производители аналогов почти добили ее Pentium. Р6 не сможет занять реального места в области настольных систем еще по меньшей мере год (это дольше, чем было в случае с 486), а это значит, что Intel опять придется занять оборонительную позицию, в то время как производители RISC-процессоров будут уходить все дальше вперед.
Джесс Берст - главный редактор журнала Windows Watcher (Редмонд, шт. Вашингтон). Расскажите ему, что вы думаете по этому поводу. Свяжитесь с ним через Internet (jberst@mcimail.com), MCI (JBERST или 314-8466), CompuServe (71337,2052) или по факсу (206883-1452).