КОЛОНКА СИСТЕМНОГО ИНТЕГРАТОРА

 

Сегодня гость нашей колонки  -  руководитель отдела сетевых проектов российской компании Computer Support Services (CSS) Джонатан Гостэнд. Компания достаточно давно известна как поставщик ПК (в первую очередь HP и Compaq) и центр сервисного обслуживания этой техники. Отдел сетевых проектов появился в ней сравнительно недавно  -  в мае 1995 г., когда в Москве начал работать г-н Гостэнд  -  специалист с более чем 10-летним опытом создания локальных и глобальных сетей. Он признался, что ему нравится работать в России, потому что “в области сетевых проектов здесь все очень быстро развивается, ощущается напряженная динамика развития. Все интереснее, но и сложнее”. За время его деятельности в России отделом выполнено около двух десятков сетевых проектов (различной сложности) в банковской сфере и для коммерческих организаций. В беседе с г-ном Гостэндом нам показалось особо интересным сравнение западного и российского опыта сетевой интеграции.

 

Джонатан Гостэнд, руководитель

отдела сетевых проектов компании

Computer Support Services

ИНТЕГРАЦИЯ  -  ЭТО ОПЫТ ИНТЕГРАТОРА + УЧЕТ ТРЕБОВАНИЙ ЗАКАЗЧИКА

 

Если попытаться дать определение системной интеграции,  -  начал разговор г-н Гостэнд,  -  я бы сказал, что в идеале  -  это структура, в которой без сучка и задоринки сливается все оборудование и ПО работает в едином порыве. На формальном техническом языке это означает, что система спроектирована, установлена и эксплуатируется в полном соответствии с требованиями заказчика  -  нынешними и будущими. Именно конкретные пожелания заказчика обусловливают уникальность каждого проекта. Поэтому одной из характернейших особенностей системной интеграции является гибкость системных решений.

 

Вообще говоря, компании-заказчику достаточно сформулировать свои запросы в виде стратегического описания всего сетевого проекта. Решения по поводу технических и технологических деталей проекта должны принимать специализирующиеся на этих вопросах фирмы и консультанты, а на сотрудниках компании-заказчика должна лежать ответственность за программное обеспечение проекта. Это американский подход, который мы стремимся внедрять и здесь.

 

В России сложился другой подход к принятию решений при реализации информационного проекта. Почему? В первую очередь потому, что информационная база в России очень ограниченна. В результате заказчики и поставщики как бы оказываются по разные стороны барьера: поставщики предлагают и рекламируют свою продукцию, а заказчик принимает решение в состоянии сомнения: а не надули ли меня? Потому положительное решение принимается мучительно долго, осторожно, после длительных совещаний и дополнительных запросов. Западный заказчик до вашего прихода проштудирует массу информации, изучит рынок, вас (как поставщика сетевого решения) и ваших конкурентов. С одной стороны, это упрощает последующий диалог с ним, а с другой  -  ему могут стать известны какие-либо факты, которые вы хотели бы от него скрыть... Вот тут начинает играть роль фактор доверия  -  доверия в общечеловеческом смысле, когда заказчик доверяет вашему мнению о проблемах в смежных областях, может быть, напрямую с вашей деятельностью интегратора и не связанных. Получить квалифицированную консультацию о совместимости оборудования или ПО, маркетинговые оценки, данные о сопутствующих продуктах гораздо сложнее, чем по техническим особенностям конкретных изделий. Таким образом, уже на этапе разработки проекта появляется функция консалтинга, которая по ходу реализации проекта приобретает все больший вес. Более того, с течением времени компания - системный интегратор набирает бесценный практический опыт, и тогда вокруг нее создается консалтинговое окружение, которое перерастает в отдельное направление деятельности.

 

Надо отметить, что российские заказчики более глубоко образованны, чем западные. Во главе отделов автоматизации крупных организаций-заказчиков всегда стоят специалисты с высшим специальным образованием, которые гораздо лучше знают область телекоммуникаций, чем их западные коллеги. Для них на этапе “предварительного консалтинга” важнее получить не сугубо техническую, а маркетинговую информацию, например, о том, за счет каких элементов маркетинговой политики одной фирме удалось сделать свою не очень совершенную технику популярной, а оборудование другой фирмы, просто идеальное во всех отношениях, не пользуется спросом.

 

ИНТЕГРАЦИЯ НА ФИЗИЧЕСКОМ УРОВНЕ

 

Конечно, идеально гладкого соединения всех компонентов системы не бывает, поэтому главной задачей является совместимость оборудования. На таком уровне полезно использовать понятие “интегрированная сеть”, т. е. единая система для всех видов коммуникаций (передачи голоса, данных, видео). Основа интегрированной сети  -  способ интеграции передачи, которым обеспечивается единый способ передачи разнотипной информации. Этот уровень наименее развит в России. Тому есть два ярких примера:

 

- кабельное оснащение зданий (большинство зданий в России имеют два вида кабельных систем: для телефонии и передачи данных). На Западе более распространена практика установки одной кабельной системы, по которой одновременно передаются и голос, и данные;

 

- система междугородных коммуникаций (в России большинство компаний используют линии типа Х.25 для передачи данных и полностью полагаются на государственную систему телефонной связи, в то время как крупные банки и государственные структуры на Западе используют частные коммуникационные каналы с одновременной передачей голоса и данных).

 

С точки зрения интеграции оборудования российские проекты отличаются существенно большей долей ПК. Если на Западе все государственные структуры, страховые компании традиционно реализуют свои информационные проекты на базе мэйнфреймов (с меньшей долей прикладных задач на ПК), то в России очень часто возникает проблема интегрирования ПК пользователя с недавно приобретенным мэйнфреймом.

 

Для западных специалистов, начинающих работать в России, несомненной проблемой окажется то, что в России широко приняты некоторые стандарты, протоколы, виды оборудования, не пользующиеся популярностью в США.

 

Большая сеть  -  это не просто большее количество маршрутизаторов и концентраторов. Существуют специфические проблемы больших сетей, которые выявляются только на практике. Наиболее часто встречаются две основные ошибки:

 

-  ПО дает излишнюю нагрузку на сеть без всякого на то основания;

 

-  ПО, нормально функционирующее в условиях локальной сети, неправильно работает в глобальной.

 

Еще более усложняет ситуацию с большими сетями то, что в России сети строятся постепенно, охватывая все больше этажей внутри одного здания. Такое наращивание трудно контролировать. Гораздо эффективнее организовать структурированную кабельную систему и по мере необходимости только подгружать новые модули.

 

ИНТЕГРАЦИЯ ПРОЕКТА И ПЕРСОНАЛА

 

Можно много говорить об удачном маркетинге или технических достижениях, но именно люди добиваются того, что оборудование работает так, как надо. Поэтому обучение персонала является составной частью понятия “системная интеграция”.

 

Наиболее остро стоит вопрос обучения персонала в области управления сетью. Система управления  -  это лишь инструмент, которым должны пользоваться люди, и успех сетевого проекта не в последнюю очередь зависит от того, насколько квалифицирован персонал системного администрирования.

 

Обучение персонала следует вести параллельно развертыванию проекта и использовать с учебной целью дополнительное оборудование. Это может показаться на первый взгляд слишком расточительным, однако репутация системного интегратора, которая формируется в конечном счете рядовыми пользователями, работающими в созданной сети, стоит этих затрат.

 

Ко всему прочему это дополнительное оборудование можно использовать для обучения других заказчиков, а также для проведения тестовых испытаний проекта. Если вы проводите апробацию проекта на тестовом оборудовании, то имеете право на ошибку. Заказчику проще заплатить 20 тыс. долл. за всестороннее пилотное испытание, чем выложить миллионы на реализацию проекта и ... найти ошибку.

 

Джонатан Гостэнд

 

90% всех проблем с крупными сетевыми проектами связаны с обучением персонала и диагностикой оборудования

 

Можно много говорить об удачном маркетинге или технических достижениях, но именно люди добиваются того, что оборудование работает так, как надо

 

Что общего у системы управления крупной сетью и забиванием гвоздей? Важен не размер молотка, а навыки строительного рабочего

Версия для печати