Год назад фирма “Интерфейс” предложила учебный курс по программе Gupta Education. Первое, с чем столкнулись его организаторы,  -  это разнородность запросов слушателей. В одной учебной группе оказались новички, интересующиеся конкретными программными продуктами и методиками их эффективного использования, опытные программисты, а также руководители информационных служб, желающие получить ответы на свои наболевшие вопросы, связанные с возможностью использования программного обеспечения корпорации Gupta. Пытаясь ответить на постоянный поток этих вопросов, мы модернизировали и расширяли курсы, а иногда и пересматривали принципы преподавания.

 

Значит это кому-нибудь нужно?!

 

Преподаватель учебного центра фирмы “Интерфейс” Алексей Сапегин считает, что отличительной чертой нашей отечественной аудитории является глобальный подход к решению проблем. “Столкнувшись с потоком вопросов, часто выходящих за жесткие рамки стандартных курсов Gupta Education и фирмы Logic Works, мы поняли, что нам вряд ли удастся ответить на них, придерживаясь только лишь программы обучения”,  -  сказал он. Желание удовлетворить разнообразные запросы слушателей заставило нас выбрать определенную стратегию обучения для каждой аудитории. Например, у руководителей информационных служб и системных аналитиков наибольший интерес вызывают темы, связанные с применением CASE-средств для реорганизации бизнес-процессов и проектирования информационных систем. У программистов чаще всего вопросы возникают при обсуждении инструментов объектно-ориентированного программирования и быстрой разработки приложений RAD (Rapid Application Development).

 

Администраторы баз данных и разработчики клиент-серверных систем основное внимание уделяют проблемам производительности СУБД и оптимизации структуры баз данных в технологии клиент-сервер. Но и в том случае, если прослушать базовый курс по инструментальным средствам технологии клиент-сервер собираются представители всех этих категорий слушателей, можно определить цель обучения, которая объединит интересы всех: начав с проблемы реорганизации бизнес-процессов, получить решение информационной системы, поддерживающей новую организацию бизнеса и реализованной в архитектуре клиент-сервер. Идея сконструировать и воочию “увидеть” весь процесс реорганизации своими глазами никого не оставит равнодушным; а вопросы слушателей будут способствовать более глубокому усвоению базового материала. На наш взгляд, “обратная связь”, получаемая от аудитории, является весьма ценной для фирмы - организатора курсов. Задача преподавателя курсов состоит, в частности, в том, чтобы приобрести опыт понимания проблем слушателей  -  потенциальных заказчиков и покупателей.

Надежда Жиляева

 

Опрос слушателей показал, что привлекательность учебного центра определяется не только разнообразием учебных программ и квалификацией преподавателей (слушатели отдают предпочтение преподавателям, которые прошли сертификацию в европейских учебных центрах). Оказалось, что для слушателей очень важно иметь возможность сравнить эффективность решений, принимаемых с использованием конкурирующих методик и продуктов. Что лучше выбрать для решения вашей задачи: SQLWindows, PowerBuilder или Delphi? Если слушатели вместе с преподавателем смогут на практике сравнить множество альтернативных продуктов и найти оптимальное решение своей проблемы, то степень их доверия к вам будет, безусловно, выше, чем если бы вы просто подгоняли решение под конкретный продукт, который продает ваша фирма. С другой стороны, наиболее эффективные решения и поддерживающие их продукты пополняют арсенал инструментальных средств, предлагаемых фирмой. Так реализуется принцип открытости в стратегии получения законченных решений.

 

Где граница между обучением и консалтингом?

 

Показателем хорошей работы учебного центра можно считать ситуацию, когда слушатели обращаются к преподавателям повторно  -  за консультациями по узкоспециализированным темам. Это естественно, ведь разнообразие возникающих при создании информационных систем проблем, специфика и сложность алгоритмов решения на каждой стадии требуют комплексного подхода и привлечения внешних консультантов и экспертов.

 

В мире уже сложилась практика привлечения консалтинговых фирм к работе над клиент-серверными проектами или в области системной интеграции.

 

Для многих организаций, нуждающихся в информационном обеспечении своей деятельности, содержать штат собственных консультантов экономически невыгодно. Вторичный поток запросов слушателей приводит к выделению консалтинга в отдельное направление предлагаемых услуг. Наш учебный центр начал эту деятельность с выездных курсов, ориентированных на предметную область заказчика. В процессе выездного обучения создавался прототип информационной системы заказчика. Теперь в нашей фирме можно заказать такие виды услуг, как анализ предметной области с построением соответствующей модели бизнес-процессов и выдачей рекомендаций по созданию информационной системы, поддерживающей эту модель; проектирование системы, включая конструирование баз данных, ее тестирование и совместное с заказчиком сопровождение, а также обучение персонала.

 

Надо сказать, что сейчас почти у всех компаний, занимающихся продвижением на российский рынок новых информационных технологий, есть в организационной структуре группы консалтинга, учебные центры и группы технической поддержки. При выборе конкретного центра обучения или консалтинга важно учитывать, что только сертифицированные партнеры получают доступ к специализированным материалам фирм  -  разработчиков программных продуктов.

 

Готовы ли Вы к независимому консультированию?

 

Обратим внимание руководителей на один из самых важных моментов, определяющих необходимость консалтинга. Специалисты любой организации, с одной стороны, так или иначе вписаны в систему межличностных отношений внутри организации (фактор лидера), а с другой  -  рассматривают проблему разработки информационной системы исходя из тех задач, которые они решают (финансовый фактор), и тех книг, которые они читают (фактор образования и квалификации). Как показывает опыт, неконтролируемое взаимодействие этих факторов приводит к сбоям в процессе разработки и создания информационной системы, чаще всего под предлогом ее совершенствования. Процесс эволюции информационной системы должен быть управляемым и экономически целесообразным. Поэтому консалтинг является тем механизмом, который за счет независимого взгляда на систему со стороны позволяет исключить ее финансово невыгодное самоусовершенствование и исключить принятие заведомо неправильных для ее функционирования решений.

 

На российском рынке новых информационных технологий пришло время, когда независимый консалтинг может сказать решающее слово в пользу их эффективного продвижения для создания сложных, гибких, развивающихся информационных систем.

 

Пока российские заказчики не готовы выложить деньги за работу целой консалтинговой фирмы, предпочитая ей услуги отдельных системных аналитиков по реорганизации и прогнозу развития фирм, а также отдельных экспертов по анализу проектных решений. Однако при этом возникает проблема ответственности экспертов-одиночек за качество предложенных решений.

 

Обычно они не наблюдают за ходом реализации проекта, не принимают участия в тестовых испытаниях и не проводят анализа этапа опытной эксплуатации. Кроме того, один эксперт не может быть специалистом во всех вопросах создания сложной информационной системы.

 

Только организация, т. е. объединение экспертов по отдельным направлениям, может обеспечить комплексный консалтинг. Трудно утверждать, какие именно формы консалтинга будут доминировать на российском рынке, но очевидно, что завтра он станет неотъемлемой частью жизни любой информационной системы.

 

Надежда Жиляева

Версия для печати