Консалтинг, как один из методов направленного общения с узкими специалистами, имеет много форм. Среди них можно выделить следующие:
- аналитический;
- систематический;
- консалтинг по узким вопросам;
- техническая поддержка программных продуктов и экспертиза.
Аналитический консалтинг включает в себя обсуждение вопросов, связанных со стратегией построения решений. Здесь редко идет речь о непосредственном программировании. Основной вопрос, который должен быть решен, - это стратегия построения и развития информационной системы на основе анализа информационной ситуации, которая уже сложилась в организации и которую хотелось бы иметь в будущем. Одним из главных документов такого консалтинга является аналитический анализ информационной ситуации организации и сравнительный анализ возможных решений с учетом их стоимости.
Систематический консалтинг охватывает круг тактических вопросов создания информационных систем. Одним из типичных проявлений этого типа консультирования является обучение в учебных центрах специализированных фирм. Одно из главных требований к программе обучающих курсов - широта охвата материала, т. е. полнота обзора типовых решений и предлагаемых программных инструментов для их поддержки. Ясно, что после принятия стратегических решений вы становитесь их заложниками , но используя систематический консалтинг, должны получить ясную картину трудозатрат на создание и эксплуатацию своей информационной системы. Здесь также принимается очень важное решение о том, сможете ли вы внутри своей организации обеспечить эффективность информационной системы в рамках принятых стратегических решений или вам следует снизить уровень своих претензий. Поэтому, возвращаясь к аналитическому консалтингу, надо отметить, что его результатом должен быть целый набор согласованных решений в соответствии с несколькими уровнями претензий: могут быть варианты, различные по сложности эксплуатации и стоимости.
Консалтинг по узким вопросам имеет две основные формы.
К первой относится собеседование с узким специалистом требуемого профиля, т. е. игра в вопросы и ответы. К такой форме консалтинга следует прибегать, когда вы имеете четко сформулированный список вопросов по вполне определенному кругу проблем. Чтобы такой консалтинг был эффективным, вам следует ограничить время общения 15 - 30 минутами (в крайнем случае - 45 минут, включая сюда чашечку кофе и разговор о погоде или футболе). Эта рекомендация носит чисто психологический характер.
Вторая форма консалтинга по узким вопросам также тесно связана с обучением в учебных центрах специализированных фирм. Только теперь требования к программе курсов носят более направленный характер: в результате общения с узким специалистом научиться решать конкретные задачи.
Техническая поддержка продуктов, несомненно, тоже одна из форм консалтинга, только очень специфического характера. Здесь консультации могут быть как непродолжительными, так и весьма длительными. Конкретные ситуации, возникающие при эксплуатации программного продукта в определенной операционной среде, могут оказаться слишком сложными, чтобы их быстро разрешить. В этом случае для вас важно, какими ресурсами располагает группа технической поддержки фирмы, имеет ли она сертификат деятельности и включена ли в сеть технической поддержки фирмы - разработчика программного продукта.
Проведение независимой экспертизы является очень ответственной формой консалтинга. Согласно исследованиям, для лиц, принимающих решения, важнейшими факторами являются не столько знания эксперта, сколько сама его личность и умение решать поставленные задачи быстро и качественно. Несмотря на квалификацию эксперта, его “регалии” и опыт, рекомендации друзей, окончательно решить вопрос о привлечении его к работе можно только в результате непосредственного общения. Иногда на практике обходятся без личного общения. Но при этом следует помнить, что задача для эксперта должна быть поставлена полно и корректно, должны быть также четко определены подходы и расставлены приоритеты. Иначе результат экспертизы не будет достигнут.
Владимир Туманов