Колонка редактора
"...Но дело в том, что он, консультант, он, будем говорить прямо... с нечистой силой знается... и так его не поймаешь".
М. Булгаков,
"Мастер и Маргарита"
При упоминании о консультантах у всех возникают разные ассоциации. Мне, например, вспоминается Булгаков и предэкзаменационные консультации в институте, а у Рубена Герра встают перед глазами другие образы. В своей колонке в № /95 PC Week/RE он разделил консультантов, добывающих свой непростой хлеб на просторах информационных технологий (ИТ), на несколько категорий и в гротескном стиле нарисовал портреты представителей каждой из них. (Надо сказать, эта публикация имела заметный резонанс в компьютерных кругах Москвы, особенно среди тех, кто близок к консультационному бизнесу, видно, автор попал в точку.)
Но какой бы облик ни имели консультанты, успех их деятельности зависит от других причин. Прежде всего от спроса на предлагаемые ими услуги, от готовности рынка воспринять и, главное, оплатить их работу. Как мы уже отмечали, в последние полтора года российский компьютерный рынок сделал явный крен в сторону системной интеграции, неотъемлемыми составляющими которой являются обучение и консультирование клиентов. Если два года назад специалисты, склонные к консалтингу и способные проявить себя в нем, могли лишь робко мечтать о том, что когда-нибудь смогут зарабатывать на этом, то сегодня уже существуют отечественные фирмы, до 50% своих доходов получающие на консультационном поприще.
Не располагая обобщенными сведениями по России, можно проследить рост сегмента услуг на мировом рынке информационных технологий, имея в виду, что наша страна в целом (пусть с некоторыми поправочными коэффициентами) повторяет путь Запада в этой области.
По данным Dataquest, в 1994 г. доходы от услуг ИТ (под которыми понимается поддержка, осуществление ряда разработок силами третьих фирм, консалтинг) в США выросли на 15% и составили 34% всех затрат на ИТ. Аналитики подчеркивают мощный сдвиг центра тяжести в компьютерной индустрии от тех, кто предлагает новые технологии, в сторону тех, кто помогает их применить. В соответствии с американской статистикой, наибольшие доходы получают поставщики услуг ИТ, осуществляющие широкий спектр работ от перепроектирования до внедрения новых бизнес-процессов. Они успешно играют на амбициях менеджеров высшего звена, возлагающих большие надежды на информационные технологии в плане достижения новых рубежей в бизнесе. Руководство многих фирм озабочено поиском подходящих бизнес-экспертов, которых оно готово нанимать на некоторое время. Так, отвечая на имеющийся спрос, фирма EDS, известный американский системный интегратор, увеличила в 1994 г. свое консультационное подразделение с 300 до 1500 человек, одновременно прикупив консультационную компанию из Чикаго, а фирма Unisys за последние три года расширила штат своих консультантов до 1000.
Особенность консалтингового бизнеса в России заключается, в частности, в том, что его успех зависит не только от точности попадания в "центр спроса" и удовлетворенности заказчика предлагаемыми услугами, но и от... обширности личных связей консультантов. После многочисленных бесед с клиентами отечественных системных интеграторов сложилось впечатление, что без рекомендации авторитетного лица (родственника, друга и т. п.) или личного знакомства с руководством фирмы - поставщика услуг ИТ заключения контракта обычно не происходит.
Если говорить о наиболее плодотворных для российских консультантов "нивах" в области ИТ (обширных, но не возделанных), то стоит перечислить: сопровождение сложных программных продуктов, заказные разработки по автоматизации коммерческой деятельности в архитектуре клиент-сервер, реорганизацию бизнес-процессов на крупных предприятиях, организацию электронного документооборота, маркетинговые услуги, управление финансами и даже кризис-менеджмент. Отечественные специалисты умело "подмешивают" консалтинговые услуги, как горькое лекарство к варенью, и к продаже сложных программных пакетов, и разработке систем, незаметно приучая заказчика к мысли, что так надо.
В этом номере мы начинаем серию публикаций, посвященных проблемам консалтинга в Москве и в регионах (на примере Нижнего Новгорода). Первый материал из этой серии, прочитав который вы сможете составить впечатление о российском консалтинге-95, вы найдете на с. 40.
Елена Монахова