Фирма NetPro Computing (Скоттсдэйл, шт. Аризона) выпустила в октябре пакет DS Expert, сделав возможным мониторинг NDS (службы каталогов NetWare) в реальном масштабе времени. Новое ПО охватывает такой широкий спектр данных о работе сети, что ни одна группа, работающая с NetWare 4, не должна оставить его без внимания.

DS Expert упрощает мониторинг деревьев NDS

    

Чтобы увидеть картинку в натуральном размере дважды щелкните мышкой по этой строке

Немногочисленными недостатками, которые Тестовый центр PC Week Labs выявил в этом долгожданном инструменте анализа, являются невозможность использования текущей версии на других платформах управления, таких, как ManageWise фирмы Novell и LANDesk корпорации Intel, а также отсутствие поддержки протокола SNMP и пейджинговой связи.

 

Мониторинг деревьев NDS

 

Если быть кратким, то DS Expert позволяет менеджерам сетей полностью использовать ценнейшее достояние NetWare 4.1  -  ее службу каталогов. Фирма Novell почти не предлагает инструментов для контроля деревьев NDS, кроме постоянно совершенствуемого модуля DSREPAIR.NLM и только что выпущенного DSMAINT.NLM. Более того, эти служебные программы дают только серверцентричное или репликоцентричное представление о работе сети, тогда как администраторам нужна всеобъемлющая картина функционирования NDS.

 

Не имея полной картины, даже искушенные сеть-жокеи иногда вмешиваются в работу сети безо всякой надобности, последствия чего порой бывают трагичны.

 

Другое дело DS Expert. Причины сбоев в работе сети легко локализовать при помощи пиктограмм Windows-консоли (цвет пиктограмм меняется в зависимости от статуса). Ничуть не сложнее получение подробной информации о них. Несмотря на большие объемы обрабатываемой информации, опция выбора нужных граф в окне Data Display избавляет пользователя от необходимости перескакивать от одной позиции к другой. Для многих анализируемых DS Expert параметров предусмотрена возможность установки пороговых значений, что гарантирует подачу сигнала тревоги задолго до того, как произойдет серьезный сбой.

 

Базовый комплект, включающий Windows-консоль, один NLM (загружаемый модуль NetWare) Tree Monitor и две лицензии на NLM Agent, продается по цене $1299. Цена каждого дополнительного агента составляет $499 со скидками в зависимости от числа лицензий.

 

Быстрая установка и работа

 

Установка DS Expert очень проста, если не считать одной детали: оказывается, необходимо связаться по телефону с фирмой-производителем и получить от нее пароль  -  досадная мелочь, без которой вполне можно было бы обойтись. Определив один сервер как Tree Monitor (монитор дерева каталогов), мы выделили два других для агентских NLM. Система достаточно умна, чтобы обнаружить старые версии модулей DS Expert и автоматически обновить их.

 

Для проверки новой системы после установки NLM мы запустили Windows-монитор. В режиме просмотра дерева Tree view на одном экране можно видеть состояние корневого сегмента, включая все его копии (реплики). Без DS Expert выполнение этой задачи потребовало бы проведения целого ряда процедур: пришлось бы запустить RCONSOLE, подключиться к одному серверу, запустить DSREPAIR, а затем отключиться и повторить эту последовательность действий для каждого сервера.

 

С удовлетворением отметив, что данные NDS нашего сервера целы и невредимы, с помощью NWADMIN мы добавили новый сегмент и назначили серверы для хранения его копий. Это вызвало серию предупреждений на консоли DS Expert. Под теми элементами дерева, в которых были отмечены ошибки, появились изображения папки Current Alerts (имеющиеся неполадки). Раскрыв их, можно получить информацию о всех причинах возникновения ошибок.

 

К сожалению, отсутствие поддержки пейджинговой связи и SNMP-перехватов приводит к тому, что предупреждения выдаются только на консоль DS Expert. Представители компании сообщили, что в последующих версиях механизм подачи сигналов тревоги будет усовершенствован.

 

Поскольку деревья NDS могут вырасти очень большими, специальные кнопки позволяют разворачивать или свертывать их отображения для удобства получения нужных фрагментов. В больших деревьях для обнаружения сигналов тревоги можно применять кнопку поиска.

 

В режиме Tree view можно вывести на экран либо сегменты, либо серверы. В обоих случаях справа от дерева появляется разбитое на графы окно отображения данных Data Display. Выбрав соответствующую позицию, можно просмотреть дополнительную информацию о конкретном элементе, различные данные о состоянии копии или установить пороги сигналов тревоги. Например, в графе Statistics вы найдете усредненную за различные периоды работы (15 мин, 1 ч и 24 ч) информацию о нагрузке, частоте возникновения ошибок и времени исполнения NDS-запросов.

 

Вскоре после создания нового сегмента в графе Replica Information, содержащей информацию о копиях, мы заметили появление сигнала SS0. Из документации мы выяснили, что этот индикатор указывает на подготовку копии к разделению. Когда мы воссоединили этот сегмент с корневым ROOT, появился сигнал JS0 (начало подготовки к слиянию). Через некоторое время NDS-трафик стабилизировался, и все пиктограммы снова стали зелеными.

 

С помощью встроенного в DS Expert генератора отчетов мы смогли получить “твердую” копию состояния NDS, снятую с сегмента или сервера. На печать можно выдавать либо всю отображаемую на экране информацию, либо ее часть, относящуюся к объектам с ошибками.

 

Понять смысл происходящего

 

Мы были поражены, увидев, какое разнообразие информации циркулирует между серверами, когда в работу включается NDS. Чтобы лучше разобраться в этом потоке, мы перешли в окно Multi-Server Trace (отслеживание множественных серверов) пакета DS Expert. Определив подлежащие анализу серверы, мы активизировали несколько фильтров. Они позволяют сузить обзор, собирая специальные отладочные сообщения DSTRACE.

 

Обширный перечень таких сообщений включен в руководство по эксплуатации DS Expert, что позволяет легко выбрать из них наиболее подходящие для решения текущей задачи. В руководстве содержатся также очень ясное определение используемых в NDS кодов ошибок группы “600” и весьма полезный обзор действий NDS.

 

С фирмой NetPro Computing можно связаться по телефону: (602) 941-3600 или по адресу: http://www.netpro.com.

 

Уильям Ф. Кэтц

 

Потрясение

 

Мы были поражены, увидев, какой трафик циркулирует между серверами, когда в работу включается NDS. Фильтры DS Expert помогают сузить обзор трафика