Паутина

 

Для отправки сотрудникам своей организации сообщения нет ничего лучше, чем внутрисетевая базовая страница. Предлагаем три способа ее создания

 

Вам надоело смотреть, как сотрудники, собравшись в кружок, обсуждают последние сплетни? Так предложите им что-то стоящее. На самом деле это проще, чем вы думаете. Несколько толковых компаний в США используют технологию World-Wide Web внутри предприятия и достигают ощутимых результатов. Такие сети называются внутренними. Они доказывают, что домашней странице дома лучше, чем в гостях.

 

ХОРОШИЙ РЕЦЕПТ: Майкл Стэнгел из Lilly

утверждает, что Web прочистила сетевые артерии

Возможности применения таких страниц бесконечны. Распространение объявлений. Списки сотрудников. Совместное использование и редактирование документов. Информация по продуктам и ценам. Оказание помощи. Инструкции по внутренней политике... Продолжать список можно еще долго. На некоторых предприятиях из внутренних сетей получают доступ к старым базам данных, организуют внутренние бизнес-процессы и предлагают интерактивные обучающие программы. Со временем приложения для рабочих групп на основе Web смогут составить конкуренцию даже Lotus Notes.

 

Однако и здесь есть свои проблемы. Технология Web находится пока в зачаточном состоянии. Некоторые инструменты настолько сложны, что разработка приложений может потребовать значительных усилий. Продукты быстро сменяют друг друга, и не все производители, выступившие в этой области рынка, сумеют удержаться. Покупателю следует быть осторожным. И все же, если вы работаете по сетевому протоколу TCP/IP, имеет смысл наладить внутреннюю Web-систему.

 

Возьмем компанию Ford Motor. Поздней осенью 1994 года ее председатель Алекс Траутмэн впервые присутствовал на собрании совета директоров IBM и вернулся, завороженный проводившейся там демонстрацией внутренней сети. Ему захотелось, чтобы и в Ford было нечто подобное, и в начале 1995 года сотрудники отдела информационных технологий представили проект. Все было оформлено, и проект запустили в работу.

 

Роджер Зауэл, директор технологической службы Ford, подчиняющийся непосредственно руководителю информационных технологий Биллу Пауэрсу, вспоминает, что внутреннее использование Web на самом деле началось примерно за год до этого в одном из инженерных отделов. Инициатива Траутмэна стала стимулом к использованию технологии на уровне всей компании, а это означало  -  в мировом масштабе. Ведь по всему миру компании Ford принадлежит 80 внутренних Web-серверов, 56 тысяч лицензированных клиентов Netscape Navigator, а со временем во внутреннюю сеть планируется включить 90 тысяч серверов и клиентов. Зачем? "Для развития коммуникаций,  -  говорит Зауэл.  -  Мы рассматриваем и другие возможности, в том числе доступ к базам данных".

 

Компания Ford не одинока. У Hewlett-Packard более 500 Web-серверов для внутреннего использования, у Silicon Graphics  -  более 300. Oracle, DEC, Sun Microsystems и Netscape  -  вот немногие из производителей компьютеров, работающих с такими сетями. Если говорить о некомпьютерных отраслях, то Eli Lilly, Turner Broadcasting, Morgan Stanley, Chevron, Levi Strauss и U.S. West тоже заставили Web работать "на дому".

 

Опрос 65 компаний, проведенный недавно фирмой Zona Research (Редвуд-Сити, шт. Калифорния), показал, что почти половина из них располагает внутренними сетями. "Как раз сейчас их начинают использовать во внутреннем режиме в качестве "брандмауэра"",  -  сказал Стив Одайтор, президент фирмы Zona. Фирма Business Research Group (Ньютон, шт. Массачусетс), опросившая 170 ответственных сотрудников в компаниях среднего и крупного масштаба, выявила, что 23% уже создали или планируют создавать внутренние сети, а 20% изучают эту возможность.

 

Многие полагают, что внутренние сети могут получить большее распространение, чем сама Internet. "У Web на уровне предприятия есть достаточный потенциал, чтобы занять крупную по сравнению с Internet область рынка",  -  заметил Рэймонд Ларакуэнта, старший аналитик-исследователь из фирмы Gartner Group (Стэмфорд, шт. Коннектикут). Фирма предсказывает, что более половины всех крупных предприятий к 1998 году развернут внутренние сети Web, но предупреждает, что до конца столетия внутренние сети не смогут обеспечить широкой интеграции на уровне предприятия. Это значит  -  начинайте полегоньку, не рассчитывая слишком на многое.

 

Notes против Web

 

Может ли внутренняя сеть заменить собой Notes? Большинство экспертов полагают, что по безопасности, возможностям дублирования и другим показателям Notes оставляет технологию Web далеко позади  -  пока. Впрочем, в ближайшие полтора года продукты для Web могут составить конкуренцию Notes, особенно если Lotus и IBM не будут слишком агрессивно пытаться интегрировать Notes с Web. Однако аналитики фирмы Gartner утверждают, что именно это и произойдет. Они указывают на новый Web-навигатор InterNotes корпорации Lotus, который в качестве первого шага дает пользователям возможность интегрировать ресурсы Internet в документы Notes.

 

Однако как "Notes для бедных" Web-технология весьма привлекательна. "Если вы создаете внутреннюю сеть, вы получаете кучу Lotus Notes, но за меньшую цену и к тому же более удобных,  -  считает сотрудник Zona Одайтор.  -  Для небольших и средних компаний это хорошо". Web-технология содержит протокол TCP/IP, обеспечивающий связь между сетями и внутри них, который не зависит от платформы и работает на PC, Macintosh, рабочих станциях и мэйнфреймах.

 

И все же не следует пренебрегать техническими проблемами при создании внутренних сетей. создание страниц Web пока не каждому по силам. Язык HTML очень похож на текстовую схему кодирования, которая не подходит для поколения, воспитанного на графических интерфейсах. Ситуация быстро меняется, поскольку производители наперегонки стараются создавать графические системы просмотра в стиле Windows и авторское ПО, работающие по принципу "укажи и щелкни".

 

Трудно работать и с инструментарием разработки приложений. В последнее время у разработчиков вошло в обыкновение писать программу на сложном языке Common Gateway Interface BinScript. Язык программирования Java фирмы Sun, бета-тестирование которого только что закончено, обещает дать программистам возможность создания (на любой платформе) кросс-платформных приложений для Web. Как только появится эквивалент Java  -  Visual Basic, приложения потекут рекой.

 

Так зачем же ждать? Есть достаточно оснований для того, чтобы обратиться к этой технологии уже сейчас. Один из руководителей Turner Broadcasting  -  фирмы, не имеющей отношения к информационным технологиям,  -  потребовал, чтобы в его компании не использовалась бумага. В Eli Lilly специалисты по информационным технологиям создали внутреннюю сеть, чтобы наладить каналы связи. Отдел информационных технологий в Silicon Graphics обратился к внутренним сетям, когда инженеры из исследовательского отдела сами начали использовать эту технологию  -  о чем мы расскажем ниже.

 

Turner Entertainment

 

Пока компании как загипнотизированные двигались к Internet, специалисты по развлечениям из фирмы Turner Broadcasting решили, что им надо сначала испробовать новшество дома в Атланте, а уже потом отправляться в Пеорию. Прежде чем всерьез выходить в Internet, фирма Turner Entertainment Group, насчитывающая 3500 сотрудников, проверила Web-технологию во внутренней сети.

 

Дэн Хорн, директор фирмы по технологии, поставил задачей запуск внутренней сети, и 5 мая она заработала. Хорн вспоминает, как Скотт Сэсса, президент Turner Entertainment, произнес: "Доступ к Web должен быть у каждого". Сейчас Netscape Navigator установлен практически на каждом ПК фирмы (большинство из них  -  Mac).

 

Главное назначение сети  -  распространение информации по нескольким подразделениям группы. По словам Хорна, конечная цель Сэссы  -  вообще отказаться от бумаги. Бумага гораздо дороже, чем внутренняя сеть, и не придумали еще канала прямой связи лучше электронной почты, отмечает он. Проблема состояла в том, чтобы приучить сотрудников пользоваться внутренними страницами Web.

 

Поэтому было решено превратить использование этих страниц в развлечение  -  а как же иначе? Хорн и его команда хотят, чтобы работники сохранили к этому интерес. "Большинство внутренних информационных систем слишком стерильны,  -  сказал он.  -  Мы придумали трехмерный холодильник, а его камеры представляют собой логотипы TNT, TBS, Cartoon Network, Turner Education и так далее". Щелкните на соответствующей камере, и вы попадете на базовую страницу данного отдела. К холодильнику  -  простите, к базовой странице  -  начиная с мая обратились более 58 тысяч раз. Стандартные элементы каждой базовой страницы включают пресс-релизы, описания новых проектов, объявления о новых продуктах, программные планы и тому подобное. Остальное зависит от прилежания работников. Некоторые "холодильники" сделаны по-настоящему тонко  -  щелкните на переключателе TBS, и появится огромный "телеобед", где каждый предмет представляет собой какой-то аспект работы филиала.

 

Хорн говорит неохотно, однако из того немногого, что он сказал, и того, о чем умолчал, ясно, что Сэсса ни на минуту не верил, что сотрудники отдела информационных технологий корпорации смогут справиться с этой задачей. Поэтому он и поручил ее решение Хорну, специалисту по отладке и опытному разработчику ПО. "Сотрудники отдела информационных систем обслуживают и поддерживают серверы,  -  рассказывает Хорн.  -  Но преимущественно они занимаются охраной брандмауэра".

 

Некоторые стараются занизить сумму предварительных расходов на создание внутренней сети, но только не Хорн, который подсчитал, что с мая компания истратила на этот проект 250 тысяч долларов. Среди прочего она закупила оборудование и наняла в штат 11 человек.

 

Совет Хорна всем, кто создает внутреннюю сеть: заручитесь поддержкой высшего руководства. Не занижайте сумму, необходимую для того, чтобы сделать все хорошо (поскольку, если вы сделаете сеть плохо, никто не станет ею пользоваться). Убедитесь, что сотрудники подразделения поддержки знают об этой технологии больше, чем конечные пользователи, и сделайте все настолько привлекательным, насколько возможно. "Нас убьет, если люди не захотят иметь с нею дела,  -  сказал Хорн.  -  Все это стоит денег, а свое существование надо оправдывать. Поскольку сеть денег не приносит, это трудно".

 

Eli Lilly

 

Диагноз: коммуникационный склероз. В Eli Lilly, фармацевтической компании стоимостью в 5,7 млрд. долл., расположенной в Индианаполисе, работает 26 тысяч сотрудников, а операции она проводит в 120 странах. Попробуйте послать электронное сообщение всем этим людям сразу. Результат: перегрузка сети, а затем массовое разрушение данных.

 

Предписание: Руководитель по информационным технологиям Том Трэйнор приказал Эду Танстоллу, ответственному за архитектуру информационных технологий, стратегию и планирование, спасти пациента, применив Web-технологию внутрь. Ребята из исследовательского отдела уже делали это. "Трэйнор сказал: "Я хочу, чтобы здесь была внутренняя Web. Создайте ее, заставьте работать во всей компании"",  -  вспоминает Танстолл.

 

Предварительное тестирование началось в конце 1994 года, а в мае вышел Netscape Navigator. К концу года было уже 3500 клиентов. Через год они ожидали увеличения этой цифры до 10 000, а со временем  -  до 20 000. Почти в каждом филиале используется внутренняя сеть. "Web-технология обладает нужными нам масштабируемостью и функциональностью",  -  сказал Майкл Стэнгел, системный аналитик из группы обслуживания Internet фирмы Global Information Technology Group. Стэнгел руководит командой из пяти человек, которая поддерживает внутреннюю сеть и называется ELVIS, что значит Eli Lilly Virtual Information Service (виртуальная информационная служба Eli Lilly).

 

Отдел кадров распространяет в онлайновом режиме список сотрудников и владеет внутренней страницей с информацией о найме. Группа самого Стэнгела по внутренней сети оказывает конечным пользователям помощь в онлайновом режиме. Кроме того, в Lilly распространяется ежедневный бюллетень и пресс-релизы, доступны для поиска онлайновые каталоги телефонных номеров сотрудников, почтовых и электронных адресов.

 

В данном случае внутренняя сеть и Lotus Notes сосуществуют. Танстолл уверен, что Notes лучше, чем Web-технология, справляется по крайней мере с двумя вещами: дублированием и защитой. "До тех пор, пока такие возможности не появятся в Web, мы будем создавать и инсталлировать узлы Notes",  -  говорит он.

 

Проблемы? "На свете не так много продуктов, способных превращать электронные таблицы в страницы Web,  -  рассказывает Стэнгел.  -  Когда нужна электронная таблица в Web, я делаю из нее простой текстовый файл, а затем пишу программу, обычно на Perl, которая переводит его в HTML. (На изменение продукта уходит масса времени.) Чтобы справиться с этим, мы делаем все маленькими фрагментами. Если мы знаем, какое серверное ПО нам нужно, мы получаем его сразу. Когда дело доходило до связи с базами данных, мы быстро справлялись".

 

Lilly надеется подготовить людей, работающих с информацией, так, чтобы они могли создавать документы сами. "Мы научим их пользоваться [Internet Assistant] в дополнение к Microsoft Word, дадим им доступ к нашему серверу, и они смогут сами делать документы, обходясь без знания HTML",  -  отметил Стэнгел.

 

Silicon Graphics

 

Инженерный отдел фирмы Silicon Graphics (SGI, Маунтин-Вью, шт. Калифорния) более полутора лет назад начал неторопливо создавать свои собственные внутренние станции Web. "Все сложилось само собой,  -  объясняет Фрэнк Дитрих, менеджер по корпоративным Web-системам фирмы SGI.  -  Никакого плана не было. Люди обратились к Web, поскольку понимали, что это хорошая технология, и хотели ею воспользоваться".

 

За шесть месяцев SGI создала 50 Web-серверов для народившейся внутренней сети.

 

В конце 1994 года этот производитель компьютеров решил предлагать продукты через Internet и продавать аппаратные и программные пакеты для Web. Было вполне естественно организовать корпоративную внутреннюю сеть. Дитрих занял новый пост, набрал команду из шести человек и разработал стратегию создания Silicon Junction, шлюза более чем на 300 (их число растет) Web-серверов, защищенных брандмауэром.

 

Он полагает, что к середине 1996 года во внутренних сетях в мировом масштабе будет более 3000 Web-серверов. У компании уже есть более 100 000 внутренних страниц Web. "По идее, каждый отдельный сервер мог бы стать Web-сервером",  -  считает Дитрих. В качестве стандарта SGI избрала Netscape Navigator.

 

Начальник Дитриха, директор по информационным системам Майк Грэйвс, рассматривает внутреннюю сеть как стратегически важную возможность улучшения связи между сотрудниками: "Наша стратегия состоит в том, чтобы превратить Web в основную внутреннюю платформу связи для бизнес-систем".

 

SGI использует внутреннюю сеть для получения информации в реальном времени  -  пресс-релизов, сведений о продуктах и их наличии. Как и в любой другой крупной компании, в разных отделах SGI существуют базы данных различных типов.

 

Кроме того, SGI занята созданием приложений для проведения бизнес-транзакций во внутренней сети. Есть форма решения всех задач, необходимых для включения в работу нового сотрудника,  -  назначение стола, присвоение системного имени, телефонного номера и т. д. Фирма использует свою внутреннюю сеть для распространения ПО и изучает возможности ее работы в качестве интерактивного обучающего устройства. По словам Грэйвса, с появлением внутренней сети SGI значительно ускорила разработку приложений и обучение сотрудников. "Возможности Web ограничиваются только творческим потенциалом тех, кто ее использует",  -  считает он.

 

БИЛЛ РОБЕРТС