Заметки из лаборатории
Продукт Decisive Survey корпорации Decisive Technology (Пало-Альто, шт. Калифорния) - мощное и удобное средство для менеджеров корпораций, стремящихся получить быстрый отклик от служащих, клиентов, поставщиков или вообще любого, использующего электронную почту.
Это средство, выпущенное в январе, избавляет от задержек и расходов, связанных с выполнением опросов по обычной почте. Его можно использовать для создания вопросников, распространения их по электронной почте, для сбора ответов, оформления результатов в виде таблиц и для их анализа. Версия, позволяющая опросить до 100 человек, стоит $495.
Вопросники Decisive Survey распространяются в виде простого текста, поэтому их можно заполнить в любой системе электронной почты. Мы быстро создали вопросник с разнообразными элементами, в том числе с вопросами, предлагающими выбрать вариант ответа, и с вопросами в виде незаконченных предложений, где в конце следует дописать ответ (см. рис.). В составе пакета есть библиотека часто задаваемых вопросов, примеры вопросников и некоторые полезные советы по формулировке вопросов.
При составлении вопросника с помощью Decisive Survey Тестовый центр
PC WeekLabs использовал приложенную библиотеку, в которой содержатся
советы по формулированию вопросов
Когда вопросник поступает в почтовый ящик респондента, нужно просто ответить на письмо, чтобы его заполнить. В вопросах с выбором варианта мы отмечали выбранный вариант буквой X, а в ответ на другие вопросы вводили текст.
Каждый опрос имеет идентификационный номер, по которому Decisive Survey фильтрует приходящие ответы и распределяет их по шаблону соответствующего вопросника. При ответе мы внимательно следили за сохранением идентификационного номера.
При построении таблиц по ответам программа Decisive Survey быстро сканировала входную почту в поисках сообщений, к которым был приложен заполненный вопросник, и компилировала по ним результат.
Для анализа заполненных вопросников в Decisive Survey встроены некоторые мощные средства. Можно просмотреть результаты, выбирая конкретный вопрос и просматривая ряд откликов. Есть также возможность Results by Respondent - при этом результаты выводятся в виде электронной таблицы, в которой представлены ответы конкретного респондента.
Наиболее мощным средством анализа является функция сопоставления таблиц (cross-tabulation) - возможность сопоставлять несколько ответов. Тестовый опрос позволил нам узнать, например, какие магазины предпочитают респонденты, разделенные на группы по доходам.
Также оказалось возможным отображать статистические данные, в том числе сопоставления таблиц в виде цветных диаграмм, дающих наглядное представление о результатах опроса. Эти результаты можно также экспортировать в формате электронных таблиц для просмотра в других приложениях.
Из того, что вопросники могут распространяться по любой системе электронной почты, следует, что у создателей вопросника мало средств для управления расположением материала на экране. При создании своего вопросника мы хотели управлять потоком вопросов и организовать "порядок пропусков", чтобы респондентам, на какой-то вопрос ответившим "да", следующий вопрос был бы предъявлен не тот, что ответившим "нет".
Из-за использования простого текста система Decisive Survey предъявляет пользователям пропускаемые вопросы. Сейчас компания работает над графической версией Decisive Survey, которая будет работать через World-Wide Web и в которой пропускаемые вопросы будут скрыты.
Также можно приобрести версию Decisive Survey/1000 ($995), которая позволяет опросить до 1000 респондентов и включает дополнительные инструменты статистического анализа.
Телефон и адрес Web корпорации Decisive Technology: (800) 987-9995; http://www.decisive.com.
Мэтт Крамер