(Продолжение. Начало см. PC Week/RE № 5/96 с. 40, /96 с. 45, /96 с. 45)
Часть 2. Региональная мазурка
Консалтинг в Нижнем Новгороде существует пока скорее как ощущение, а не как реальность. Ощущение его нужности есть у поездившей по миру власти, у руководителей предприятий-гигантов типа ГАЗа, тоже не понаслышке знакомых с зарубежным опытом. Но гиганты ориентируются на гигантов (например, фирмы "большой шестерки"), а власть - тоже на гигантов или на ею самою инициированные структуры. Так, Эпицентр-НН, например, расположен в здании областной администрации, тремя этажами ниже губернаторского кабинета. Пытаются стать консалтинговыми структуры, существовавшие ранее на средства бюджета или зарубежных грантов (типа регионального центра приватизации), бывшие отделы бизнес-планирования крупных коммерческих структур. Очень любят консультировать ученые - в одиночку и группами. Однако этот консалтинг (я его условно называю "доцентским") чаще всего достаточно далек от практики и заключается скорее в передаче "непереваренных знаний", чем умений, навыков и опыта. Гордо называют себя консалтинговыми некоторые фирмы, оказывающие простейшие услуги типа подбора нормативных документов или информации по бухгалтерскому учету.
Консалтинговые фирмы малы, те, кто имеет 1015 сотрудников, по нижегородским меркам считаются крупными. Весьма беден ассортимент предлагаемых услуг. Мне, например, не удалось обнаружить ни одной фирмы, которая предлагала бы что-то серьезное по реинжинирингу, электронной издательской деятельности или оснащению офиса для вновь возникающих фирм (имеются в виду не отдельные фрагменты, а нормальный проект - система связи, локальная сеть, автоматизация документооборота и т.д.).
Консалтинговые фирмы практически ничего не знают друг о друге, попытки директора областного департамента промышленности Д. К. Лаврова как-то "завязать" их на нужды промышленных предприятий тоже не встречают пока заметного отклика. Услуги столичных и тем более западных фирм большинству потенциальных клиентов в Нижнем не доступны по цене. Поэтому если они и получают эти услуги, то "в подарок", а "дареному коню", как известно, в зубы не смотрят.
И все же есть ощущение того, что консалтинг (во всех своих ипостасях - дорогой международный и доступный по ценам местный) скоро появится в Нижнем. Как будто самолет с консалтингом приближается к нашему аэропорту. Пока не ясно, правда, кто будет встречать этот самолет, но уже ясно, что ковровую дорожку к трапу никто не проложит.
В разговоре о консалтинге принимали участие нижегородцы:
Анатолий Горнев (Горьковский автозавод, директор по экономике);
Дмитрий Лавров (Департамент промышленности Нижегородской области, директор);
Михаил Теодорович (Департамент экономики и прогнозирования Нижегородской области, директор);
Андрей Сморгонский (ЭПИцентр-НН, научный руководитель, доктор физ.-мат. наук);
Павел Чичагов (ЭПИцентр-НН, директор);
Лев Бельдер (Департамент внешнеэкономических связей и ресурсов Нижегородской области, зам.директора);
Татьяна Каткова (консалтинговая фирма "Куб", президент);
Вера Чадаева (неправительственная организация "Возможность для всех", генеральный директор).
Что такое "российский консалтинг-95"?
Д. Лавров: (Департамент промышленности Нижегородской области): Консалтинг - это инструмент обслуживания бизнеса, а сам бизнес сегодня - вещь "рыхлая", плохо структурированная. Одно дело - бизнес частных приватизированных предприятий, которые еще недавно были государственными, другое дело - мелкие лавочники, третье - фирмы, основавшие крупный бизнес, например, на финансовых спекуляциях, четвертое - банковский бизнес. Мне лично ближе промышленные предприятия, для них сегодня консалтинг - "невеста на выданье". Ею все интересуются, поскольку пришла пора жениться, но конкретного предложения еще никто не сделал. Большинство менеджеров понимают, что в ближайшее время без консалтинга они далеко не уедут, инвестиций не привлекут и со своими внутренними проблемами не разберутся.
А. Горнев (Горьковский автозавод, директор по экономике): "Российский консалтинг", "американский консалтинг" - по-моему, консалтинг не имеет национальности, он не связан с местными условиями и спецификой. Консалтинг - это реальный взгляд на реальное положение дел, причем не с точки зрения сиюминутного решения проблем, а с учетом перспективы, будущего фирмы, ее развития. Все это делается на основе анализа определенных данных. Сегодня консалтинговые фирмы Запада, работающие в России, ориентируются на западную систему отчетности. Их анализ интересен в первую очередь для западного партнера, он нужен тогда, когда подыскивается западный инвестор - фирма или банк. Им интересно, что из себя представляет та или иная фирма - с точки зрения западной системы отчетности и западной системы ценностей. Их интересует субъективная оценка такого плана, к которому они привыкли. Они меряют потенциальных компаньонов своим аршином. Необходимость работы с консалтинговыми фирмами определяется существующими реалиями. На западном рынке вас должны представить, без этого там делать нечего. Конечно, лучше, если вас представляет солидная фирма, - ее оценки считаются верными и надежными. Так что до некоторой степени фирмы "большой шестерки" выступают в роли импресарио.
П. Чичагов (ЭПИцентр-НН): Рынок консалтинговых услуг в России не очень развит и плохо структурирован. Основной спрос сегодня - на услуги аудиторов, которые в той или иной степени занимаются коррекцией бухгалтерского учета, его постановкой и т.п. Между тем как на Западе, по-моему, нет консалтинговых фирм, которые бы занимались чистым аудитом. Мы, хотя и имеем в своем составе аудиторов, занимаемся в основном финансовым и управленческим консалтингом.
В. Чадаева ("Возможность для всех", Н.Новгород): Есть две точки зрения - поставщика и потребителя этих услуг. Потребитель, как все новое на рынке, недостаточно профессионален. Он опасается, что получит недостаточно качественную услугу, но не в состоянии оценить это качество, ибо отсутствуют утвержденные, общепринятые, действенные критерии. С другой стороны, потребность в услуге не всегда определяется только заказчиком. Зачастую это требование партнеров заказчика. Например, российское предприятие, имеющее зарубежного партнера, вынуждено обращаться к экспертам и консультантам - это типичная западная практика. Нужно представить заключение эксперта, которое партнер признает. Обращаются, как правило, к представителям западных консалтинговых фирм (типа "Прайс Уотерхауз", "Артур Андерсен" и т. п.). Известных российских фирм с хорошим именем, которое можно было бы им противопоставить, пока нет. Прямые потребности заказчиков, не навязанные партнерами, ограничиваются юридическими услугами, потребностью грамотно составить контракт, договор - для этого достаточно найти частного юриста, хорошо знающего хозяйственное право. Нет спроса на качественные консалтинговые услуги - нет и предложения. Аудиторские и юридические фирмы работают на уровне налогового планирования и толкования второй части Гражданского кодекса. Российский "консалтинг" ограничивается перепечаткой на заданную дату и распространением законодательных актов, инструкций и комментариев к ним, он не хочет заниматься нетипичными сделками, уникальными контрактами. Чтобы завоевать имя на рынке, нужно не только хорошо знать законодательство, но и иметь доступ к проектам законов, поскольку нередко законы вводятся задним числом.
Кроме того, нужно иметь мужество и капитал, чтобы отвечать за качество оказанных услуг. Если ты консультируешь некую фирму, а она заплатила налогов больше, чем ты запланировал, излишки должен оплачивать ты, а не фирма. По большому счету консалтинговая фирма должна появиться до начала проекта и сопровождать проект в течение всего срока его жизни. Но такие проекты, если и консультируются со стороны инвесторов, то не российскими фирмами - фирм такого уровня у нас нет. Эксперты по хозяйственному праву, финансовому управлению пытаются группироваться, но российских инвесторов явно недостаточно и некому оплачивать эти услуги. Западные инвесторы обращаются к своим консалтинговым фирмам, к ним же обращаются и совместные предприятия. Если мы не сумеем объединить экспертов и не найдется организаций, которые рискнут вложить деньги, мы останемся за бортом, потому что британский фонд ноу-хау уже открыл Центр технического сотрудничества в Н. Новгороде и выделил ему около 5 миллионов долларов. Ясно, что на эти деньги будут привлекаться не наши консультанты.
Л. Бельдер (Департамент внешнеэкономических связей и ресурсов Нижегородской области): Мы часто даем советы предприятиям, но на безвозмездной основе. Если наша информация, наши советы (например, по поиску иностранных партнеров, организации экспорта продукции и т.д.) помогают предприятию развиваться, значит, за счет этого предприятия будет пополняться областной бюджет, что и является основной нашей задачей. Регион должен иметь богатый бюджет, тогда можно будет и социальной защитой заняться. То есть выбор-то у нас, по сути дела, небольшой - либо привлечь сюда внешние инвестиции, либо помочь предприятиям изыскать внутренние резервы. Мы встречаемся со многими иностранными делегациями и нередко наши рекомендации ("с этими людьми можно работать") помогают предприятиям найти партнеров.
М. Теодорович (Департамент экономики и прогнозирования Нижегородской области, директор): Это прежде всего "упрятывание" прибыли в себестоимость и помощь богатым субъектам в приобретении собственности. Эта помощь может включать мониторинг рынка, поиск по заказу, формирование некоего банка информации по наиболее привлекательным категориям собственности, торговлю по каталогу.
А. Сморгонский (ЭПИцентр-НН): До 1993-1994 года мы занимались в основном проблемами приватизации, а потом пришли к выводу, что предприятиям, прошедшим приватизационные процедуры, очень нужно наладить систему управления вообще и финансовое управление в частности. То, что мы понимаем под консалтингом - это помощь в налаживании нормальной системы сбора и обработки информации, представления ее в виде, удобном для руководителя, чтобы он мог принимать разумные решения. Мы не занимаемся конкретными производственными технологиями, ограничиваемся управлением финансовыми и информационными потоками и предлагаем структуру предприятия, которая соответствовала бы его целям. Кроме того, мы разрабатываем для предприятий специальные программные продукты в среде Windows (стараясь подстраиваться под те базы данных, которые предприятие использует).
Т. Каткова ("Куб", Н.Новгород): В 1995 году окончательно созрело понимание необходимости развития инфраструктуры профессиональной поддержки предприятий - это связано с возросшей потребностью бороться за выживание на суровом российском рынке. Исторически спрос был на аудит, предписанный законодательством, и бухгалтерское консультирование. Консалтинг был однобоким. В последнее время получило развитие юридическое консультирование, а в 1995 году - еще и консультирование по ценным бумагам, их покупке и продаже. Эти направления, видимо, будут развиваться и дальше. Активно развивается консультирование в области деловой информации - издание справочных пособий, публикация методических материалов в журналах и газетах. Наблюдается повышенный интерес к обучению, повышению квалификации, особенно в форме конференций и семинаров. (Особым успехом пользуются семинары с выездом за границу.) Зато пока не придается серьезного внимания формированию отношений предприятия с общественностью.
Главная особенность российского консалтинга-95 - его недоразвитость в силу недоразвитости рынка. Низко качество оказываемых услуг и ограничен их спектр, особенно в области менеджмент-консалтинга, не хватает профессиональных консультантов. Нет инжиниринговых услуг, консультаций по оперативному управлению производством. Короче, не сформирован еще нормальный спрос и нормальное предложение.
Продолжение следует.
Игорь Альтшулер, Елена Монахова
В Нижнем о консалтинге тоже можно поговорить...
Кандидат экономических наук Анатолий Горнев работал начальником Главного экономического управления Министерства автомобильной промышленности, затем заместителем министра автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения, в октябре 1994 года стал директором по экономике АО "ГАЗ". ЭПИцентр-НН - нижегородское отделение центра экономических и политических исследований. В ЭПИцентре-НН работает 15 человек. Руководители Эпицентра-НН П. Чичагов и А. Сморгонский выступают в качестве советников нижегородского губернатора по вопросам экономики. 36-летний Дмитрий Лавров, много лет проработавший на заводе "Красное Сормово", возглавил вновь созданный департамент промышленности, победив в минувшем году в конкурсе, в котором принимали участие более 50 претендентов. Кандидат наук, специалист по системному анализу Михаил Теодорович был одним из идеологов нового подхода к налоговой политике, автором ряда законопроектов. Активно занимается вопросами бизнес-планирования, управления собственностью Татьяна Каткова (фирма "Куб). Специалисты "Куба" еще недавно занимались консалтингом внутренним, в рамках крупной местной торгово-промышленной ассоциации, но в минувшем году выбрались на широкий рынок. Вера Чадаева - не только руководитель одного из первых и самых крупных негосударственных бизнес-инкубаторов в России, но и независимый консультант по созданию проектов и организации производства.
Буквально в январе в Нижнем появилось представительство "Прайс Уотерхауз", так что фирмы "большой шестерки" тоже, судя по всему, не забывают о российских регионах. Что косвенно подтверждает своевременность нашего с Еленой Монаховой разговора о консалтинге в столице и в провинции.