*1

_____

*1 Окончание. Начало см. PC Week/RE, N 48/ 2006, с. 19.

ТЕХНОЛОГИИ

Принтеры

Разработка, производство и продажа принтеров - одно из восьми направлений бизнеса, определенных руководством южнокорейского гиганта в качестве стратегических приоритетов. Сформулированная на 2010 г. цель предусматривает попадание Samsung в тройку ведущих поставщиков принтерного оборудования (наряду с Hewlett-Packard и Canon). На пути к ее достижению компании уже удалось добиться неплохих результатов в отдельных сегментах рынка печатающих устройств.

Например, по состоянию на первое полугодие 2006 г. Samsung занимала на мировом рынке вторую позицию в сегменте монохромных лазерных принтеров (доля компании здесь составила 9,9%; объем поставленных ею в первой половине минувшего года аппаратов этой категории - более 955 тыс. шт.) и монохромных МФУ формата A4 (соответственно 19,6% и 559,5 тыс. шт.). При этом Samsung входит в число наиболее динамично развивающихся производителей монохромных лазерных печатающих устройств, благодаря чему компании удается постепенно наращивать свою долю в соответствующем сегменте рынка. Так, с 2000-го по 2005 г. эта доля ежегодно росла в среднем на 43% - быстрее, чем у самых успешных конкурентов.

В сегменте цветной лазерной печати успехи Samsung заметно скромнее: на глобальном уровне он занимает лишь шестое место (доля рынка в середине 2006-го достигла 5,6%, что соответствовало 96,89 тыс. поставленных за первую половину минувшего года цветных принтеров; все приведенные выше оценки - по информации Samsung/IDC).

В настоящее время основу продуктового портфеля южнокорейской компании составляют монохромные лазерные принтеры (от моделей нижнего уровня до устройств со скоростью печати до 43 стр./мин.), а также лазерные многофункциональные устройства и цветные принтеры.

В числе последних новинок - аппарат CLP-300/300N - цветной лазерный принтер (оптическое разрешение - 600х600 точек на дюйм, скорость - 16 стр./мин при монохромной и 4 стр./мин - при цветной печати), предназначенный для пользователей сегмента SOHO и персонального применения. Отличительной особенностью данного устройства является конструкция емкостей с тонером, обеспечившая компактность устройства (габариты - 390х х344х265 мм, масса - 13,6 кг) и простоту замены расходных материалов. Представители Samsung обещают выпустить в наступившем году персональный цветной лазерный принтер с меньшими по сравнению с CLP-300 массой и размерами.

К числу новинок относится цветное лазерное МФУ CLX-3160, выполненное на базе принтера CLP-300 (оно выпускается в двух конфигурациях: модель CLX-3160N обеспечивает печать, копирование и сканирование, а аппарат CLX-3160FN, кроме того, дополнен функциями факсимильного аппарата), а также монохромное лазерное МФУ для рабочих групп - SCX-6345N (скорость печати и копирования - 43 стр./мин).

Как сообщил вице-президент отделения цифровой печати Хендэ Шин, Samsung делает акцент на монохромной и цветной лазерной печати (в продуктовом портфеле исключение составляют только струйные факсимильные аппараты и сублимационные фотопринтеры, в которых применены нефирменные разработки, в частности технологии струйной печати HP). По словам г-на Шина, лазерная технология превосходит струйную по скорости и качеству печати и общей стоимости владения, а кроме того, лазерные принтеры лишены одного существенного недостатка, сопровождающего эксплуатацию струйных аппаратов: как известно, длительный простой этих устройств приводит к высыханию чернил в печатающей головке.

В области монохромных печатающих устройств компания намерена расширять модельный ряд в сторону высокопроизводительных принтеров и МФУ; в сегменте цветных лазерных аппаратов планируется развитие как в направлении создания недорогих моделей, так и устройств верхнего уровня.

Принтерный бизнес Samsung в России

По информации южнокорейской компании, в период с января по ноябрь прошлого года она продала в нашей стране почти 39,3 тыс. печатающих устройств. Крупнейшими потребителями этой продукции стали государственные учреждения (13,6 тыс. устройств) и крупные корпорации (14,4 тыс. аппаратов).

Как свидетельствует отчет IDC, по итогам первой половины минувшего года доля Samsung на российском рынке монохромных лазерных принтеров составляла 14,8% (что соответствовало второму месту; компания поставила за этот период 92,3 тыс. устройств), в сегменте монохромных лазерных МФУ формата A4 - 28,3% (первое место; поставлено 56,45 тыс. аппаратов), на рынке цветных лазерных принтеров - 2,2% (шестое место; продано 483 устройства).

При этом компания фокусируется исключительно на аппаратах формата A4, поскольку, по информации Samsung, 95% пользователей в офисе печатают документы именно такого размера.

"Почему заказчики покупают цифровые копиры формата A3? Да просто потому, что производители выпускают как раз только такие копиры, - поясняет г-н Шин. - На наш взгляд, рынок этих устройств подобен мыльному пузырю, он лопнет, если на рынке появится достаточное количество высокопроизводительных цифровых МФУ формата A4". По его словам, подобные аппараты появятся в портфеле Samsung уже очень скоро, и с их помощью компания рассчитывает потеснить на рынке традиционных вендоров копировальной техники.

В сегменте полноцветной лазерной печати совершенствование идет в направлении уменьшения стоимости как самого аппарата, так и получаемого на нем цветного отпечатка. Как сообщил вице-президент отделения цифровой печати, цена персонального цветного лазерного принтера ежегодно снижается примерно на 20%. Что касается себестоимости цветной печати, то сейчас копия формата A4 обходится пользователю принтера Samsung в 10-11 центов.

Еще одно важное направление развития цветных лазерных принтеров - повышение качества фотопечати (стоит заметить, что здесь речь идет об использовании фотоизображений в деловых документах, а не о целевой печати фотографий). Для более удобного пользования функцией фотопечати новые модели цветных лазерных принтеров оснащаются в том числе поддержкой стандарта PictBridge.

Участвуя в принтерном бизнесе, Samsung вовлечен в полный цикл соответствующих работ - от научных исследований и конструкторских проектов до производства и всеобъемлющего тестирования готовой продукции. "Принтеры - очень сложные изделия, в которых объединены знания из области механики, химии, физики полупроводников, оптики, коммуникаций, - разъяснил Хендэ Шин. - Samsung обладает всеми необходимыми технологиями и, после того как определены нужды заказчиков, может очень быстро создать и вывести на рынок новый продукт, обеспечив при этом его невысокую себестоимость".

Среди используемых в принтерах фирменных разработок можно отметить функцию экономии тонера (по информации компании, обеспечивается уменьшение расхода тонера до 40%; данная функция инициализируется путем нажатия кнопки на панели управления печатающим устройством), технологию NO-NOIS, уменьшающую акустический шум и вибрацию при работе принтера, технологию прямого сканирования на устройство флэш-памяти, подключенное к многофункциональному аппарату через USB-интерфейс, и прямой печати с такого устройства хранения.    

Дизайн как средство выделиться на рынке

По словам руководителей Samsung, ситуация на рынке компьютерной и электронной техники отличается весьма жесткой конкуренцией, поскольку продукция разных производителей мало отличается одна от другой (в частности, в силу возрастающей унификации используемых электронных компонентов). В таких условиях корейская компания считает необходимым сделать акцент на дизайне своих изделий, чтобы выделить их на фоне конкурирующей продукции других поставщиков.

"Мы инвестируем в дизайнерские работы очень большие средства, - рассказал вице-президент отделения устройств отображения Юн-хо Ха. - Совершенствование дизайна продукции - одно из ключевых направлений нашего развития". При этом, по словам г-на Ха, в работе над внешним обликом мониторов, например, компания полагается не только на силы собственных специалистов, но и на опыт американских, японских и итальянских дизайнеров (в настоящее время Samsung располагает в общей сложности семью дизайнерскими центрами в Южной Корее, Великобритании, Италии, Китае, США и Японии).

Результаты усилий Samsung уже приносят плоды: в последние годы по количеству наиболее авторитетных наград за дизайн продукции, полученных в США (IDEA) и Европе (iF и reddot), компания опережает таких признанных в мире новаторов, как Apple, Sony и Philips.

Естественно, даже самый превосходный дизайн не заменит собой технологические инновации. Это осознают и в Samsung, а потому по затратам на исследования и разработки компания находится в десятке мировых лидеров; ее расходы на НИОКР в 2005 г. составили 5,85 млрд. долл. при обороте 81,5 млрд. долл. (девятый показатель - по данным Европейской комиссии). В соответствующую деятельность вовлечены значительные человеческие ресурсы: скажем, исследовательской работой заняты от 50 до 60% сотрудников принтерного подразделения Samsung, 8-10% оборота которого направляется на НИОКР.

Примерно год назад компания открыла новый исследовательский центр в Сувоне, рассчитанный на 9000 рабочих мест. На создание этого центра Samsung израсходовала 400 млн. долл.

По признанию представителей Samsung, добившись неплохих результатов в сегментах SOHO и SMB (среднего и малого бизнеса), компания пока не имеет прочных позиций на рынке продукции корпоративного назначения, однако настроена на их завоевание. С этой целью в ближайшем будущем Samsung выпустит, в частности, сетевой монохромный принтер со скоростью печати не менее 50 стр./мин, а также высокопроизводительные монохромные и цветные МФУ.

В компании отдают себе отчет в том, что для успешной работы на корпоративном рынке необходимо не только наладить отношения с реселлерами, но и предложить потенциальным клиентам продукции Samsung разнообразные решения в области печати.

Доля OEM-бизнеса уменьшается

Еще лет десять назад выполнение ОЕМ-заказов составляло существенную долю бизнеса Samsung. Компания, например, выпускала мониторы под торговыми марками многих крупнейших поставщиков ПК. Однако с тех пор политика Samsung изменилась. По словам вице-президента отделения устройств отображения Юн-хо Ха, в 2005 г. были прекращены OEM-поставки мониторов. "Наша цель - развитие собственного бренда", - прокомментировал это решение г-н Ха.

В настоящее время Samsung производит лазерные принтеры и МФУ для ряда OEM-заказчиков, в частности для Xerox (модели Phaser 6110, Work Centre M15i и др.) и Hewlett-Packard. Однако, как заверил вице-президент отделения цифровой печати Хендэ Шин, OEM-заказы представляют лишь "очень небольшую долю" в принтерном бизнесе Samsung, поскольку и в данном случае основная задача компании - продвижение продукции под своим брендом. По всей вероятности, после того как ей удастся существенно укрепить свои позиции на рынке печатающих устройств, ее интерес к контрактному производству принтеров также пройдет.

Торговая марка Samsung является одним из наиболее сильных брендов мирового уровня. В прошлом году ее ценность, по версии консалтинговой фирмы Interbrand (www.interbrand.com), измерялась почти 16,17 млрд. долл. (по сравнению с 2005 г. она увеличилась на 8%). Правда, наибольший вклад в формирование имиджа Samsung вносит бытовая электроника (телевизоры, холодильники, стиральные машины и пр.), а не компьютерная техника.

Как сообщил Хендэ Шин, здесь компания действует сразу по трем направлениям: создает собственные решения для печати (например, функцию ID Copy, востребованную, в частности, в банковском секторе и предназначенную для печати на одном листе обеих сторон удостоверения личности), предлагает разработки сторонних фирм и по программе сотрудничества с IBM поставляет печатающие устройства, оптимизированные для совместной работы с серверным оборудованием Голубого гиганта (партнерство с IBM распространяется только на Южную Корею и Германию). В целом портфель Samsung содержит около сотни различных приложений для печати штрихкодов и баннеров, безопасной печати, аудита и управления расходами на печать, для сканирования документов и выполнения других задач.

Ноутбуки

Компьютерное направление подразделения DMB представлено настольными системами и серверами, а также ноутбуками. По итогам 2005 г. объем продаж отделения компьютерных систем составил 2 млрд. долл., при этом 61,7% сбыта пришлось на мобильные, а 32,2% - на настольные ПК (остальное - на серверы). Правда, десктопы и серверы Samsung до сих пор продаются только в Южной Корее, однако не исключено, что в перспективе компания начнет поставлять какие-то из этих изделий и в другие регионы мира. В первую очередь речь может идти о сверхкомпактных настольных ПК нового поколения (на базе многоядерных процессоров Intel и AMD).

Что касается ноутбуков Samsung, то в настоящее время они уже продаются в полутора десятках стран, в том числе и в нашей (компания вышла на российский рынок мобильных ПК в 2004 г.), причем половину оборота от сбыта ноутбуков обеспечивают четыре рынка - Германии, Великобритании, России и Китая.

(Более подробно о мобильных компьютерах Samsung будет рассказано в PC Week Mobile, N 1/2007.)

Жесткие диски

Деятельность, связанная с созданием и реализацией накопителей на жестких магнитных дисках (НЖМД), также отнесена руководством Samsung к числу восьми стратегических приоритетов. Соответствующим направлением бизнеса компания занимается уже практически два десятка лет.

Как утверждают ее представители, в новом тысячелетии Samsung развивается гораздо более динамично по сравнению с НЖМД-отраслью в целом: в период с 2001-го по 2005 г., в частности, средние темпы роста отрасли составили 18%, для южнокорейской же компании этот показатель оказался вдвое выше (37%).

Продуктовая стратегия компании предполагает поставку широкого спектра 3,5- и 2,5-дюймовых жестких дисков для настольных и мобильных компьютеров и цифровой электроники бытового назначения (например, персональных видеомагнитофонов).

По информации Samsung, в 2005 г. фирма поставила 38 млн. дисковых накопителей на общую сумму 2,2 млрд. долл., обеспечив 52-процентный прирост объема продаж по сравнению с предыдущим годом (на конец 2005-го она занимала на рынке пятое место и ей принадлежало 11% мирового рынка НЖМД). Согласно предварительным оценкам экспертов компании, по итогам ушедшего года она должна упрочить свое положение в первой пятерке поставщиков дисковых накопителей, выпустив 50 млн. изделий на сумму 2,7 млрд. долл. и нарастив свою рыночную долю до 14%. А в наступившем году Samsung планирует выпустить 75 млн. жестких дисков (общей стоимостью 4 млрд. долл.; примерно две трети из них будут 3,5-дюймовыми моделями) и подняться в мировой табели о рангах на третье место, получив 16% глобального рынка дисковых накопителей.

Основные усилия разработчиков Samsung направлены на увеличение емкости (в настоящее время в арсенале компании имеются 3,5-дюймовые НЖМД с тремя пластинами общей емкостью до 500 Гб) и производительности дисков, оптимизацию параметров дисковых накопителей для цифровых устройств потребительского назначения (в соответствии со спецификациями поставщиков электроники).

Большие надежды специалисты Samsung связывают с использованием миниатюрных твердотельных дисков (Solid State Disk, SSD) на основе флэш-памяти. По мнению экспертов, подобного рода изделия уже в ближайшие пару лет смогут заменить в качестве устройств хранения в мобильных компьютерах традиционные дисковые накопители, по отношению к которым SSD имеют такие важные преимущества, как более высокая надежность и существенно меньшее энергопотребление. Главным фактором, тормозящим массовое применение твердотельных дисков, остается их высокая рыночная цена: в настоящее время флэш-память объемом 4 Гб сравнима по стоимости со 120-Гб жестким диском. Тем не менее цены на флэш-память быстро снижаются: за прошлый год, например, они уменьшились на 70%.

В мае 2006-го Samsung представила первые SSD-накопители емкостью 32 Гб для мобильных компьютеров (в форм-факторах 1,8 и 2,5 дюйма), а на начало нынешнего года запланирован вывод на рынок промежуточного решения - так называемого гибридного диска, который представляет собой сочетание традиционного НЖМД и флэш-памяти на базе микросхемы NAND и создан специально для работы с операционной системой Vista.