ИТОГИ
Рынок дисплеев глазами его участников
Александр Кутянин
Сегмент мониторов - один из самых объемных на рынке компьютерной периферии. Главные тенденции последних лет в этом сегменте - массовый переход на ЖК-технологию и постоянное повышение быстродействия и качества используемых в мониторах ЖК-матриц. Но на повестку дня выходят новые факторы, которые могут повлиять на развитие индустрии мониторов в ближайшем будущем, и тем, кто планирует сменить свой дисплей на более новый и совершенный, есть о чем подумать. Своим видением главных событий и тенденций года прошедшего, а также перспектив развития мониторного направления в наступившем году поделились представители ряда ведущих поставщиков мониторов.
Вадим Степанишин, глава представительства ViewSonic в России и странах СНГ: 2006-й, как и ожидалось, прошел под знаком очень плотной конкуренции на мониторном рынке. Понятно, что в этих условиях наибольшее влияние на рынок оказывали несколько ведущих компаний - производителей мониторов, в том числе ViewSonic, вошедшая в 2006 г. в тройку лидеров, что стало для нас очень важным событием. Что касается продуктовой составляющей, то мы считаем, что немаловажное значение для рынка имело появление на нем широкоформатных (с соотношением сторон экрана 16:10) мониторов и стремительный рост спроса на них. Это очень перспективное направление развития мониторного бизнеса во всем мире, включая Россию. Поэтому нам очень приятно констатировать, что, согласно последнему отчету Bryan Norris Associates, ViewSonic контролирует 16,5% рынка широкоформатных дисплеев в нашей стране (второе место).
Кроме того, большим событием на мировом мониторном рынке стала разработка нашей компанией первого в мире дисплея с поддержкой iPod - этот продукт, анонсированный в сентябре 2006 г., уже пользуется огромным успехом в США и начинает завоевывать Европу. Мы рассчитываем на очень хорошие продажи и в России.
Если говорить о тех изменениях, которые произошли на рынке мониторов с точки зрения каналов продаж, то надо отметить, что в 2006-м на ИT-рынке довольно громко заявили о себе большие розничные сети. Раньше они вели себя на нем весьма пассивно, но теперь заметно активизировались и очень успешно продают через свои магазины такой продукт, как LCD-мониторы.
Мы прогнозируем, что в наступающем году конкуренция на рынке мониторов только усилится и многим компаниям придется его покинуть. Продолжится и консолидация рынка, в результате чего доминирующие позиции на нем займет пятерка ведущих мировых производителей мониторов, причем ее отрыв от компаний, занимающих шестое, седьмое и более низкие места, станет колоссальным. Поэтому можно сказать, что эффективность применяемых компаниями-производителями бизнес-моделей будет основным фактором, влияющим на развитие мониторного рынка в целом.
Не думаю, что в 2007-м нас ждут какие-то принципиальные изменения в продукте как таковом. Но в целом спрос постепенно сместится от самого простого, массового продукта в сторону более продвинутых моделей - с большим размером экрана, большим разрешением, более качественными техническими характеристиками, лучшей эргономикой. Это, безусловно, скажется на продуктовых линейках компаний-производителей.
Юрий Студеникин, генеральный менеджер представительства BenQ в России: Если говорить о 2006 г., то я скорее отметил бы отсутствие значимых событий на рынке ЖК-мониторов. Предыдущие годы прошли под знаком гонки за миллисекунды. Чуть ли не каждые полгода на рынок выводились все более скоростные мониторы - сначала с временем реакции пиксела 16 мс (в режиме BTW), затем 12, потом 8 мс. Вслед за этим появились новая, более приближенная к реальным запросам потребителя методика измерения времени реакции пиксела GTG и соответствующие технические решения, позволившие выпустить на рынок мониторы с временем реакции 8 мс (GTG), затем 4 (GTG), а в августе 2005-го - 2 мс (GTG, на российском рынке монитор BenQ FP93GX с таким временем отклика появился в ноябре прошлого года). Но за весь 2006-й индустрия не продвинулась ни на шаг вперед. В чем причина? Ведь и BenQ, и другие производители уже показывали на выставках 1-мс мониторы. Где их массовое производство?
Оказывается, причина в особенностях человеческого зрения, которое постоянно интегрирует, усредняет принимаемую глазом картинку на экране, и в результате такого интегрирования люди видят на ЖК-экране смазанную картинку, даже когда она воспроизводится совершенно четко.
Поняв это, производители ЖК-мониторов провели год в разработках решения, которое обеспечит высокую скорость реакции пиксела не только на физическом уровне, но и на уровне восприятия изображения человеческим мозгом. Такая технология появится в самое ближайшее время. У BenQ она получила название AMA Z, и компания уже выпускает массово и продает монитор FP241WZ на ее основе, на российском рынке это решение также можно будет скоро увидеть.
В 2007 г., на мой взгляд, на рынок мониторов существенно повлияют два события. Во-первых, это выпуск Windows Vista. Ее новый интерфейс буквально призывает работать с этой ОС на широкоформатном мониторе. Мы ожидаем резкого всплеска интереса покупателей к широкоэкранным дисплеям, может быть, даже волны обновления мониторов. Поэтому BenQ сертифицировала свои мониторы под Windows Vista Basic и Premium. Я знаю, что в некоторых компаниях скептически относятся к важности сертификации мониторов под ОС, считают это очередной мистификацией: разве может такое быть, чтобы монитор был не способен воспроизвести картинку на экране? Да, может. Над интерфейсом OC работали опытные дизайнеры, и, если ваш монитор не имеет нужного формата или не обладает нужным диапазоном регулировок, вам придется использовать свою схему расположения объектов на экране, возможно, весьма далекую от оптимальной, или вы не сможете видеть эффекты так ярко, как это может показать ОС.
А теперь вспомним о протоколе HDCP (High-bandwidth Digital Content Protection), созданном для защиты цифрового контента от записи. Вероятность того, что новая ОС не будет показывать защищенные фильмы на экране монитора, не поддерживающего HDCP, - практически 100%.
Второе событие, которое скажется на рынке дисплеев, - HDTV-телевидение. В нашей стране при отсутствии планов развертывания ТВЧ в 2007 г. большее влияние окажет индустрия DVD-фильмов высокой четкости, которая потребует практически четырехкратного увеличения полосы пропускания устройств отображения и выдвинет еще больше требований к устройствам хранения, процессорам обработки, ПО.
Василий Дягилев, заместитель генерального менеджера Philips Consumer Electronics в России в области B2B: За прошедший год можно выделить несколько основных событий. Главным, безусловно, стало то, что рынок к концу года полностью переориентировался на технологию LCD. ЭЛТ-мониторы окончательно ушли в прошлое. Благодаря этому на рынке появились новые устройства, воспринимавшиеся как экзотика еще год назад. К ним можно отнести, например, широкоформатные мониторы, которые с каждым днем становятся более доступными и изменяют представления о стандарте своего форм-фактора.
Рынок сам по себе вошел в новую фазу развития. Теперь большинство продаж обусловлено скорее заменой устаревшего оборудования, чем наращиванием объемов за счет новых покупателей. Важно отметить и то, что рынок стал более ровным, благодаря бурному развитию потребительского кредитования покупки больше не откладываются до лучших времен, а совершаются по необходимости.
Существенным фактором развития рынка в 2007-м станет выход новой ОС Microsoft Windows Vista, которая ориентирована на использование широкоформатных мониторов. Поэтому мы, скорее всего, увидим новые продукты в данном сегменте. Многие вендоры уже представили мониторы диагоналей 20+ в широкоформатном исполнении, они и станут основной движущей силой в следующем году. Ассортимент моделей будет двигаться в сторону увеличения диагоналей и появления большего числа широкоформатных моделей. Не исключен выход в свет новых устройств, обладающих уникальными потребительскими свойствами, что будет способствовать сближению телевизионных и мониторных технологий. Такой монитор Philips уже представила в этом году - 190G6. Этот ЖК-дисплей со встроенной акустической системой и сабвуфером стал настоящей находкой для любителей игр и сторонников просмотра видеозаписей в формате телевидения высокой четкости на домашнем компьютере.
Павел Вартанов, старший менеджер отдела мониторов LG Electronics: Наиболее важным событием в уходящем году для нас стала презентация новой линейки мониторов Fantasy. LG направляет свои усилия в сторону категории премиум и планирует расширить свою долю в этом сегменте рынка, предложив целый ряд новинок, обладающих не только потрясающим дизайном, но и рекордно высокими техническими характеристиками.
В будущем году важнейшим трендом будет смещение спроса от 17- к 19-дюймовым моделям. Кроме того, нужно обратить внимание на рост сегмента мониторов премиум-класса. С запуском новой ОС Windows Vista возрастет популярность широкоформатных мониторов. Компания LG уже на данном этапе уделяет максимум внимания этим факторам, имея в своем ассортименте всю необходимую продукцию.
Александр Воскресенский, менеджер по продукции направления мониторов Samsung: Наиболее знаковое событие 2006 г. - окончательный уход с рынка ЭЛТ-мониторов. Если еще в I квартале объемы их продажи составляли порядка 15% от всех реализованных на рынке устройств, то уже к III кварталу эти объемы практически сошли на нет, полностью затерявшись на фоне ЖК-дисплеев. В 2007 г., говоря о рынке мониторов, мы будем априори иметь в виду продажи ЖК-моделей.
Еще одно знаковое событие 2006 г. - появление на рынке массовых моделей с разрешением больше привычного SXGA. Отметим, что компания Samsung была одной из первых, когда выпустила в середине этого года модель 203B - 20-дюймовый монитор, реально конкурирующий по цене с 19-дюймовыми моделями.
В наступившем году прежде всего мы будем наблюдать дальнейший рост диагоналей продаваемых мониторов. Вместе с тем заметно увеличатся продажи широкоформатных устройств. Такое соотношение сторон экрана весьма неоднозначно воспринималось на мониторах с диагональю экрана 17 дюймов и меньше, но на диагоналях больше 19 дюймов оно действительно предоставляет пользователю более естественные условия для восприятия информации с экрана. Дополнительным стимулом в этом направлении будет и ожидающийся в начале года выпуск на рынок Microsoft новой операционной системы Windows Vista.
Поскольку гонка за временем отклика подошла к своему логическому концу (по этому параметру лучшие модели ЖК-мониторов практически сравнялись со своими ЭЛТ-аналогами), фокус внимания ведущих производителей переместится на другие влияющие на качество изображения параметры, например на качество отображаемых цветов. Уже в 2006 г. Samsung выпустила 19-дюймовую модель с улучшенными лампами подсветки, позволяющими расширить цветовой охват монитора до 97% от пространства NTSC, вскоре выходит на рынок модель XL20 со светодиодной подсветкой, обладающая рекордным охватом в 114%. В следующем году эта тенденция только продолжится.
Дмитрий Кравченко, директор департамента периферийного оборудования представительства компании Acer в России и Казахстане: Основными тенденциями уходящего года были сокращение доли 17-дюймовых дисплеев, возрастание доли 19-дюймовых и почти полное исчезновение 15-дюймовых. Значительно увеличился спрос на мониторы с диагональю 20 дюймов, причем настолько, что сегмент дисплеев с большой диагональю перешел в категорию массового. Стремительно растет популярность широкоформатных мониторов, изменилось их ценовое позиционирование. Если раньше они относились к категории продукции премиум-класса, то теперь стали не менее доступными, чем системы с классическим соотношением сторон дисплея 4:3.
И конечно, важным для нас стало закрепление компании Acer на втором месте по поставкам ЖК-мониторов на российский рынок.
Проявившиеся в уходящем году тенденции получат дальнейшее развитие и в 2007-м. Вырастет доля мониторов с диагональю 19 дюймов и выше. Широкий формат продолжит вытеснять пока еще привычный нам классический (4:3). Во многом этому будет способствовать выход Windows Vista.
Гонка за миллисекундами перейдет в фазу, когда пока "отстающие" мониторы экономического класса будут повышать скорость реакции пиксела до уровня моделей игровых и премиум-линеек, сохраняя при этом привлекательную цену.
Марианна Именохоева, менеджер по маркетингу продукции компании "Ксерокс Россия": 2006-й ознаменовался значительными, можно сказать, эпохальными изменениями. Они коснулись как технологий, так и самого рынка мониторов.
В начале года рынок России пережил настоящее потрясение, связанное с резким падением цен на мониторы, вызванным перенасыщением рынка, что обострило конкурентную ситуацию и выявило новых сильных игроков.
В этой битве выиграли прежде всего потребители, для которых теперь доступны не только мониторы экономического класса, но и большинство представленных на рынке моделей.
Подтвердились прогнозы многих производителей относительно основных технологических тенденций 2006 г., а именно: значительное увеличение доли 19-дюймовых мониторов, выделение широкоформатных дисплеев в отдельный технологический сегмент, наращивание функциональности мониторов.